Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ

1. Прогнозы общественного развития

В настоящее время происходит интенсивный процесс трансформации политических структур независимых государств на всем пространстве бывшего Советского Союза. Попытки создать модель общественного строя на образец западной основном оказались неэффективными (исключение составляют страны Балтии). Успеха достигали только тогда, когда, формируя правовое государство, учитывали социально-политические и экономические реалии той или иной страны. При этом выделяют как общие закономерности развития и становления политических структур независимых государств, так и особенные, обусловленные историей, культурными традициями, национальным самоутверждением народов.

На фоне развала экономики, господства в ней мафиозных структур, упадок науки, образования и культуры, массового обнищания населения вполне понятное стремление к восстановлению и развитию экономических, культурных и политических связей, прежде всего со странами СНГ и Балтии. Поэтому закономерно, что на смену поколению политиков, которые достигли власти на оппозиционной и конфронтационной волны и оказались в большинстве своем не способными к государственному управлению, приходит ли должно прийти поколение более прагматичных политиков, которые действительно хотят изменить положение в государстве к лучшему.

Прогнозов в политологической литературе не хватает - от трагических до оптимистично трезвых. «Готовясь к XXI века» - так назвал свою книгу известный камский профессор Пол Кеннеди. В отдельном ее разделе анализируются причины распада СССР. По мнению автора, главная проблема - в кризисе политической легитимности советской системы, усиленной упадком экономики, а обе эти кризисы усугубляются вследствие осложнения межэтнических отношений. Мало надежды на то, что будет найдено «хорошо» решение этой тройного кризиса. А значит, возможен такой ход событий: гражданские войны, межэтнические распри, внутренняя дезинтеграция, новые попытки консервативного государственного переворота. Если же исходить из оптимистического прогноза, чего тоже не исключает автор, то СНГ сохранит свою целостность, экономические рыночные реформы помогут преодолеть кризис, процессы в разных этнических группах продолжатся, но без проявлений насилия.

С этими предсказаниями корреспондируются и другие политологические прогнозы. Хотя правда и в том, что реальность их безжалостно опровергает.

Прогноз первый. И дальше расти национализм и сепаратизм. Как итог - межгосударственные и межнациональные войны, распад почти всех бывших республик с Российской Федерацией включительно, образование нежизнеспособных новых государств, кровавый передел территорий и границ, который, вероятно, выйдет за пределы СНГ. Опасность здесь идет от разных «провокаторов» - неофашистов, национал - шовинистов, что, спекулируя на естественных стремлениях людей любой национальности сохранять и развивать свой язык, историю, культуру, обычаи, веру и традиции, пытаются направить все это в националистическое русло с притязанием исключительных прав и привилегированного положения только для одной нации.

Учитывая взрывоопасную ситуацию в Крыму, Украина, по мнению части экспертов и аналитиков, может стать местом самого кровавого конфликта в Европе со времен Второй мировой войны.

Прогноз второй. Основывается на том, что экономические, политические, социальные процессы, которые происходят в посттоталитарных государствах, вызывают превращение их в колонии Запада. Нынешний общественный строй в этих государствах является гибридом старого социализма, примитивного капитализма и допотопных явлений социалистической периода. Политические изменения в радикальных социальных сдвигов не приведут. Запад и могучие прозападные силы, влиятельные в каждом независимом государстве, не допустят восстановления предыдущего социального строя. Поэтому страны на территории бывшего Советского Союза обречены стать колониями высокоразвитых западных стран.

Прогноз третий. Эволюция государств СНГ усилит интеграционные процессы. Налагоджуватиметься сотрудничество сначала в экономической, а затем и в других сферах, образуется центр, которому будет предоставлено право выполнения координационных, а в некоторых вопросах и управленческих функций. Речь идет о конфедерации на добровольных началах, сообщество равноправных независимых государств - республик, будут иметь совершенные властные структуры, нормальный экономический рынок за отсутствия моноідеології, моновлади и моновласності.

Нельзя считать реальной возможность осуществления первых двух прогнозов, однако и игнорировать их не стоит. Хотя бы потому, что для значительной части политиков и политологов уровень катастрофичности прогноза («хороший прогноз - это мрачный прогноз»), опасность катастрофы является источником карьеры, славы и денег. На наш взгляд, наиболее вероятным является последний прогноз, разумеется, с возможными коррективами.

В этом контексте, безусловно, полезным будет хотя бы краткий обзор тех изменений, что происходят в государствах СНГ и Балтии в политической, экономической, социальной сферах, выявление общих черт, различий, связанных с экономическим и географическим положением, национальным менталитетом, историческим и культурным развитием, и сравнение с тем, что наблюдаем в Украине.

Политологи выделяют по меньшей мере пять моделей формирования общественного устройства новообразованных независимых государств.