Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНЫ ХVIII-XIX ВВ.
Для XVIII
в. характерно развитие светской музыки. В этот период в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и
музыкальный цех. Музыкальные магазины открываются по всей Украине. У многих
помещичьих имениях существовали крепостные капеллы,
оркестры, оперные и
балетные труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове). При некоторых капелах
открывались школы, которые готовили музыкантов, певцов и артистов балета. В
1738 г. было открыто Глухов - скую певческую школу, а в 1773 г. в Харькове -
специализированные музыкальные классы,
которыми руководили
М.Концевич и А. Ведель.
На основе кантов и народнопесенных
традиций развилась песня - романс литературного происхождения - “Всякому городу нрав и права”, “Ой ты, птичко желтобоко”, “Стоит явор над горою” Г.
Сковороды, “ехал казак за Дунай” С. Климовского, “Дивлюсь я на небо” (сл.
М.Петренка, муз. Л. Александровой), “Стоїть гора високая” (сл. Л.Глібова) и
др.
В конце XVIII - начале XIX
в. появились новые жанры: опера (первой украинской национальной оперой была
“Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского - 1863 г.);
камерно-инструментальные произведения. Развивается и совершенствуется симфоническая музыка
(М.Березовський, Д. Бортнянский).
На развитие музыкальной жизни Украины
существенно повлияли Харьковский, Киевский и Львовский университеты, Нежинский
лицей, при которых были хоры, оркестры, любительские театры.
Открываются театры, где наряду с
драматическими в репертуар входят оперные и балетные спектакли: 1776 г. - в
Львове, 1806 г. - в Киеве, 1810 г. - в Одессе. Плодотворно работают композиторы
І.Витковський, И. Лозинский, И. Лизогуб
и А. Лизогуб, Г. Рачинский и др.
На западноукраинских землях в
области музыкального театра, хоровой и инструментальной музыки работают М.
Вербицкий (музыка к спектаклю “Подгоряне”, 11 увертюр, хоры на стихи Т.
Шевченко, М. Шашкевича и др.), И. Лавровский (хоровые произведения, музыка к спектаклям
“Обман глаз”, “Господин Довгонос”, “Роксолана”),
И. Воробкевич (оперетты,
хоры, песни), а. вахнянин (опера “Купало”, хоры) и др.
В этот период усилились репрессивные
меры царского правительства против украинской культуры. Запрещается украинский
язык в народных школах. Валуевский циркуляр 1863 г. и Эмский указ 1876 г., что был подписан собственноручно царем,
запрещали печатание украинских книг в пределах России, ввоза их из-за
границы, не разрешалось петь в
школах народных песен,
ставить украинские пьесы, появляться в общественных местах в украинскому
народном наряде.
Однако борьба за национальную
культуру нарастала. В этот период все более заметным становилось влияние
революционно-демократических идей. Третье издание “Кобзаря” Т. Шевченко выходит в свет в 1860
г., и с тех пор его эстетика, бунтарская поэзия в значительной мере определяют
развитие культуры в Украине.
В 1860-1890 гг. разворачивается работа
украинских ученых, писателей, композиторов, связанная со сбором,
изучением и публикацией народного творчества. Большую роль в этом сыграли I.Франко и М. Лысенко. В многочисленных работах с
фольклора и этнографии, в частности в произведении “Женская неволя в русских народных песнях”
(1883), I. Франко
стоит на позициях прогрессивной эстетики Европы.
С 70-х годов XVIII в. в Украине
активно развивается научная фольклористика, основу которой заложила статья О.
Серова “Музыка
южнорусских песен”. Весомый вклад в нее сделали М.
Лысенко и П.Сокальський. Предметом их исследований становятся ладо-интонационное строение
украинской народной песни, особенности и закономерности ее метро-ритмического
состав, типичные черты содержания и композиционного строения. Печатались многочисленные статьи
и рецензии на театральные спектакли, концерты, произведения композиторов, первые поиски
научно-теоретической разведки по вопросам истории украинской музыки. Дргими словами, развивалась музыкально-критическая и
научно-теоретическая мысль.
С 60-х годов начинается новый этап
в истории украинской музыкальной культуры, завершается формирование украинской
национальной школы в профессиональной музыке. В настоящее время в Украине работают
композиторы С.Гулак-Артемовский, П. Нищинский, П. Сокальский,
М.Калачевський, М. Аркас, Г. Вербицкий, И. Лавровский, В. Матюк, А. Вахнянин, I.
Воробкевич и др.
Песенная сокровищница украинского
народа обогащается новыми по содержанию и жанрам произведениями. Это рабочие,
солдатские песни (типично маршово-производные, лиро-эпические и балладные, рекрутские);
похоронные плачи-причитания; бурлацькі, наймитські, строкарські песни; песни о
тяжелую женскую судьбу; сатирические и шуточные.
Во второй половине XIX ст.
распространяются песни на тексты Т. Шевченко. На его стихи писали музыку А. Рубец,
Д. Крыжановский, Г. Гладкий. Появляются песни на слова других украинских
поэтов того времени: романсові - на слова С. Руданского (“Повій, вітре, на Вкраїну”),
А.Чужбинського (“Скажи мне правду”), Л. Глебова (“Стоїть гора високая”) и др.
Популярными остаются старогалицькі песни “Там, где Черногора”, “Солнце ся
спрятало”, “Пою лошади при Дунае” и много других.
Дальнейшего развития приобрели хоровое
искусство, многоголосное пение, особенно это заметно в так называемых уличных
мальчишников песнях. Особенности многоголосия, в частности підголосного, заметные в
творчества М. Лысенко, М. Леонтовича, П. Козицкого, Л.
Ревуцкого, Б.лятошинского, Г. Веревки, С. Казака и др.
Ученые-фольклористы и исполнители
продолжают исследовать народную песню, осуществлять ее художественную обработку. Вышли
печатью “Музыка южнорусских песен” (1861) А. Серова,
“Старосветский бандурист” (1861), сборник “Украинские песни” (1868), “Народные
украинские песни с голосом, собраны, снаряжены и изданные О.
Гулаком-Артемовским” (1868), “Чумацкие
народные песни И. Рудченко” (1874), фундаментальное исследование “Русская народная музыка, великорусская и малорусская”
(1888) П. Сокальского. Выдающуюся роль в собирании,
гармонизации, изучении и
творческом использовании
украинской народной песни отыграл М. Лысенко. Иого дело подхватили и продолжили П. Демуцкий и К. Цветок в Приднепровской Украине, С.Щасный, И. Воробкевич, В. Гнатюк, Я. Головацкий, I. Колесса, С.Людкевич - в Галичине.
В культурном развитии Галичины
характерным явлением стало распространение любительских кружков и хоров, домашнее
музицирования, в частности в форме вокальных квартетов, сольного пения в сопровождении
инструмента. Среди самых популярных авторов следует назвать В. Зарембе и С. Зарембу, М. Завадского, И.
Витвицького, Д. Сичинского,
Ф.Яронського,
Ф. Тимошпольського, П. Любовича, М. Кумановського и др.
Возникают хоровые общества “Торбан” (1870) и “Боян” (1891). Много внимания уделяется созданию музыки для театра,
ставится ряд музыкально-драматических произведений
местных композиторов -
“комедіо- опер”, “оперетт”, “со-игр”. Театр во Львове стал важным центром сплочения композиторов и исполнителей.
В Украине организуются различные
музыкальные кружки и общества: в конце 50-х годов в Киеве - филармоническое
общество, в 1842 г. - в Одессе, с 1865 г. переросло в общество “изящных искусств” (при котором работали классы музыки,
лепка, рисование, музыкальный и драматический кружки), а также в Харькове,
Житомире, Полтаве. Они развивались в двух направлениях: организация концертной
деятельности и расширение сети специальных музыкальных учебных заведений.
В конце ХІХ - начале ХХ в. открываются высшие музыкальные учебные
заведения: Киевская консерватория (1913), “Союз співацьких и музыкальных обществ”,
при котором был создан Высший музыкальный институт во Львове (1903).
С 1811 г. в Одессе работал постоянный
оперный театр, с 1867 г. - в Киеве, с 1874 г. - в Харькове. Однако в развитии
украинского национального оперного искусства дореволюционные оперные театры не
играли решающей роли.
В этот период продолжает развиваться
кобзарское искусство. Творческие достижения А. Вересая, А. Шута, М. Кравченко, Ф.
Кушнерика, А.савченко заживают заслуженного внимания, становятся популярными в народе.