Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел IV

Культура Украины в ХVIIVIII вв.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНЫ ХVIII-XIX ВВ.

 

Для XVIII в. характерно развитие светской музыки. В этот период в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и музыкальный цех. Музыкальные магазины открываются по всей Украине. У многих помещичьих имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове). При некоторых капелах открывались школы, которые готовили музыкантов, певцов и артистов балета. В 1738 г. было открыто Глухов - скую певческую школу, а в 1773 г. в Харькове - специализированные музыкальные классы, которыми руководили М.Концевич и А. Ведель.

На основе кантов и народнопесенных традиций развилась песня - романс литературного происхождения - “Всякому городу нрав и права”, “Ой ты, птичко желтобоко”, “Стоит явор над горою” Г. Сковороды, “ехал казак за Дунай” С. Климовского, “Дивлюсь я на небо” (сл. М.Петренка, муз. Л. Александровой), “Стоїть гора високая” (сл. Л.Глібова) и др.

В конце XVIII - начале XIX в. появились новые жанры: опера (первой украинской национальной оперой была “Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского - 1863 г.); камерно-инструментальные произведения. Развивается и совершенствуется симфоническая музыка (М.Березовський, Д. Бортнянский).

На развитие музыкальной жизни Украины существенно повлияли Харьковский, Киевский и Львовский университеты, Нежинский лицей, при которых были хоры, оркестры, любительские театры.

Открываются театры, где наряду с драматическими в репертуар входят оперные и балетные спектакли: 1776 г. - в Львове, 1806 г. - в Киеве, 1810 г. - в Одессе. Плодотворно работают композиторы І.Витковський, И. Лозинский, И. Лизогуб и А. Лизогуб, Г. Рачинский и др.

На западноукраинских землях в области музыкального театра, хоровой и инструментальной музыки работают М. Вербицкий (музыка к спектаклю “Подгоряне”, 11 увертюр, хоры на стихи Т. Шевченко, М. Шашкевича и др.), И. Лавровский (хоровые произведения, музыка к спектаклям “Обман глаз”, “Господин Довгонос”, “Роксолана”), И. Воробкевич (оперетты, хоры, песни), а. вахнянин (опера “Купало”, хоры) и др.

В этот период усилились репрессивные меры царского правительства против украинской культуры. Запрещается украинский язык в народных школах. Валуевский циркуляр 1863 г. и Эмский указ 1876 г., что был подписан собственноручно царем, запрещали печатание украинских книг в пределах России, ввоза их из-за границы, не разрешалось петь в школах народных песен, ставить украинские пьесы, появляться в общественных местах в украинскому народном наряде.

Однако борьба за национальную культуру нарастала. В этот период все более заметным становилось влияние революционно-демократических идей. Третье издание “Кобзаря” Т. Шевченко выходит в свет в 1860 г., и с тех пор его эстетика, бунтарская поэзия в значительной мере определяют развитие культуры в Украине.

В 1860-1890 гг. разворачивается работа украинских ученых, писателей, композиторов, связанная со сбором, изучением и публикацией народного творчества. Большую роль в этом сыграли I.Франко и М. Лысенко. В многочисленных работах с фольклора и этнографии, в частности в произведении “Женская неволя в русских народных песнях” (1883), I. Франко стоит на позициях прогрессивной эстетики Европы.

С 70-х годов XVIII в. в Украине активно развивается научная фольклористика, основу которой заложила статья О. Серова “Музыка южнорусских песен”. Весомый вклад в нее сделали М. Лысенко и П.Сокальський. Предметом их исследований становятся ладо-интонационное строение украинской народной песни, особенности и закономерности ее метро-ритмического состав, типичные черты содержания и композиционного строения. Печатались многочисленные статьи и рецензии на театральные спектакли, концерты, произведения композиторов, первые поиски научно-теоретической разведки по вопросам истории украинской музыки. Дргими словами, развивалась музыкально-критическая и научно-теоретическая мысль.

С 60-х годов начинается новый этап в истории украинской музыкальной культуры, завершается формирование украинской национальной школы в профессиональной музыке. В настоящее время в Украине работают композиторы С.Гулак-Артемовский, П. Нищинский, П. Сокальский, М.Калачевський, М. Аркас, Г. Вербицкий, И. Лавровский, В. Матюк, А. Вахнянин, I. Воробкевич и др.

Песенная сокровищница украинского народа обогащается новыми по содержанию и жанрам произведениями. Это рабочие, солдатские песни (типично маршово-производные, лиро-эпические и балладные, рекрутские); похоронные плачи-причитания; бурлацькі, наймитські, строкарські песни; песни о тяжелую женскую судьбу; сатирические и шуточные.

Во второй половине XIX ст. распространяются песни на тексты Т. Шевченко. На его стихи писали музыку А. Рубец, Д. Крыжановский, Г. Гладкий. Появляются песни на слова других украинских поэтов того времени: романсові - на слова С. Руданского (“Повій, вітре, на Вкраїну”), А.Чужбинського (“Скажи мне правду”), Л. Глебова (“Стоїть гора високая”) и др. Популярными остаются старогалицькі песни “Там, где Черногора”, “Солнце ся спрятало”, “Пою лошади при Дунае” и много других.

Дальнейшего развития приобрели хоровое искусство, многоголосное пение, особенно это заметно в так называемых уличных мальчишников песнях. Особенности многоголосия, в частности підголосного, заметные в творчества М. Лысенко, М. Леонтовича, П. Козицкого, Л. Ревуцкого, Б.лятошинского, Г. Веревки, С. Казака и др.

Ученые-фольклористы и исполнители продолжают исследовать народную песню, осуществлять ее художественную обработку. Вышли печатью “Музыка южнорусских песен” (1861) А. Серова, “Старосветский бандурист” (1861), сборник “Украинские песни” (1868), “Народные украинские песни с голосом, собраны, снаряжены и изданные О. Гулаком-Артемовским” (1868), “Чумацкие народные песни И. Рудченко” (1874), фундаментальное исследование “Русская народная музыка, великорусская и малорусская” (1888) П. Сокальского. Выдающуюся роль в собирании, гармонизации, изучении и творческом использовании украинской народной песни отыграл М. Лысенко. Иого дело подхватили и продолжили П. Демуцкий и К. Цветок в Приднепровской Украине, С.Щасный, И. Воробкевич, В. Гнатюк, Я. Головацкий, I. Колесса, С.Людкевич - в Галичине.

В культурном развитии Галичины характерным явлением стало распространение любительских кружков и хоров, домашнее музицирования, в частности в форме вокальных квартетов, сольного пения в сопровождении инструмента. Среди самых популярных авторов следует назвать В. Зарембе и С. Зарембу, М. Завадского, И. Витвицького, Д. Сичинского, Ф.Яронського, Ф. Тимошпольського, П. Любовича, М. Кумановського и др.

Возникают хоровые общества “Торбан” (1870) и “Боян” (1891). Много внимания уделяется созданию музыки для театра, ставится ряд музыкально-драматических произведений местных композиторов - “комедіо- опер”, “оперетт”, “со-игр”. Театр во Львове стал важным центром сплочения композиторов и исполнителей.

В Украине организуются различные музыкальные кружки и общества: в конце 50-х годов в Киеве - филармоническое общество, в 1842 г. - в Одессе, с 1865 г. переросло в общество “изящных искусств” (при котором работали классы музыки, лепка, рисование, музыкальный и драматический кружки), а также в Харькове, Житомире, Полтаве. Они развивались в двух направлениях: организация концертной деятельности и расширение сети специальных музыкальных учебных заведений. В конце ХІХ - начале ХХ в. открываются высшие музыкальные учебные заведения: Киевская консерватория (1913), “Союз співацьких и музыкальных обществ”, при котором был создан Высший музыкальный институт во Львове (1903).

С 1811 г. в Одессе работал постоянный оперный театр, с 1867 г. - в Киеве, с 1874 г. - в Харькове. Однако в развитии украинского национального оперного искусства дореволюционные оперные театры не играли решающей роли.

В этот период продолжает развиваться кобзарское искусство. Творческие достижения А. Вересая, А. Шута, М. Кравченко, Ф. Кушнерика, А.савченко заживают заслуженного внимания, становятся популярными в народе.