Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел IV

Культура Украины в ХVIIVIII вв.

 

АРХІЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

 

Во второй половине XVIII в. углубляются социальные разграничения, казацкая старшина срастается с помещиками, уравнивается в правах с российским дворянством, окончательно

ликвидируется автономия Украины. Феодальные отношения входят в резкое противоречие с характером производительных сил. Взрываются крестьянские восстания, которые расшатывали феодально-крепостнический строй и ускоряли его уничтожения. Началась смена крепостной системы на капиталистическую. На этом этапе один период украинского искусства переходит в другой, если первый воспевал феодальный строй, то в новом идет формирование художественного процесса под влиянием европейских течений, прежде всего это коснулось архитектуры и пластических искусств.

Первой ласточкой стало возведение колокольни Киево-Печерской лавры, которую спроектировал Ф. Васильев, а построил И. Шедель. Характерной ее особенностью является то, что в основу архитектурной композиции положена система ордеров, что дало возможность создать определенный архитектурный образ, декор ее имеет подчиненный характер.

Творчество известного архитектора В. Растрелли оказала большое влияние на развитие архитектуры Левобережной Украины. Он, использовав традиционные формы, которые сложились в украинской архитектуре, обогатил ее лучшими достижениями европейского искусства. Под его прямым и косвенным влиянием сформировался и укрепил свое мастерство самобытный киевский архитектор И. Григорович-Барский, который выработал свою эстетику понимания архитектурной сооружения, максимально совмещенной со средой, - простая, человечная, привлекательная, не перенасыщена декором

и лепными украшениями. И. Григорович-Барский первый из украинских архитекторов отказывается от барочных влияний, чем готовит закономерный переход к архитектуры классицизма. Самые яркие его сооружения - церковь в Лемешах, Николая Набережного в Киеве, Красногорский монастырь в Золотоноше, собор Рождества Богородицы в Козельце, который он сооружал вместе с А. Квасящим, и др.

Западная Украина была под властью Польши и Австрии и имела другой путь художественного развития. Деревянная архитектура развивалась традиционно, сохраняя национальную самобытность. Каменный монументальное строительство теряет украинские черты и подпадает под влияние западноевропейской архитектуры. Самым ярким представителем этого направления был львовский архитектор Б. Меретин. Он свел собор Святого Юра во Львове (1748-1762), где сделал попытку объединить западноевропейский тип крестово-базиликального храма с древнерусским шестистолпное трехапсидный собором. Вторым выдающимся произведением Б. Меретина стало возведение ратуши в Бучаче (1751), он взял за основу коринфский ордер, добавил цикл скульптурных украшений на мифологические (подвиги Геракла) и библейские (подвиги Давида) темы. Сооружение достаточно изысканная и цельная, но не имеет ничего общего с украинской архитектурой.

В противовес скромном внешнем декора резко обогащается отделка иконостасов и киотов; в них используются украинские мотивы, в частности традиционный растительный орнамент, как основа берется флора местного происхождения. Выполняется ажурная резьба, иконостасы золотятся, снизу подводятся вставки яркого синего цвета, который усиливает и оттеняет пластичность декора. Яркий образец - иконостаса Троицкой церкви в Междуречье (1750-1760), церквей Успенской и Юр'євської в Батятичах (1760-1770), Рождества Богородицы в Козельце (1763) и Калнышевского в Ромнах (1764). Все они очень близки по стилевым признакам.

В конце XVII - начале XVIII в. в живопись также приходят новые тенденции. В это время меняется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоскодекоративні трактовки меняются на живописно-декоративные, меняется тематика, сугубо теологической входят светские мотивы, происходит “переодевание” библейских героев в украинские костюмы, в икону вводятся портретные изображения.

В образах святых прослеживается введение украинского народного этнического типа. Это ярко заметно в творчестве двух мастеров конца XVII - начала XVIII ст. - Ы. Кондзелевича и И. Рутковича. Их лучшие произведения - это росписи Богородчанского иконостаса и церквей в Волинцях и Скваряве. В иконную живопись входит изображение конкретных исторических лиц; как яркий пример можно привести икону Распятия с портретом Л. Свечи. Формируется интимный портрет для дома, в котором подчеркиваются сугубо светские черты портретируемого - это портреты Г. Забелы, И. Забелы и др. Большой популярностью среди разных социальных слоев приобретает народная картина “Казак Мамай”.

Учитывая большие объемы росписей в храмах возникла потребность в подготовке мастеров-живописцев. Школа для их подготовки создается при Киево-Печерской лавре. Здесь разрабатывается система подготовки художников-иконописцев. Первый этап - копирование образцов европейского естампа (кужбушків - от нем. Kunstbuch - книга для искусства), которые в большом количестве привозились из-за границы. Второй этап - рисование с натуры. Большая количество альбомов, которые сохранились от лаврской мастерской, подтверждает это. В церковные росписи вводится пейзаж.

В иконах кроме активного использование цвета появляется движение; до этого фигуры были статичными. И самое большое достижение - это попытка, и весьма удачная, передать внутреннюю духовность личности. Это ярко видно в росписях церкви в Больших Сорочинцах на портретах - иконах гетмана Д. Апостола и его жены Ульяны. Вне всякого сомнения это светские портреты, их можно без преувеличения отнести к шедеврам украинской живописи.

В этот же период углубляется интерес к увековечения образа современника. Это заметно в изображениях запорожской старшины. Характерный пример этого типа - портрет Г. Гамалеи, значкового товарища Войска Запорожского. Он изображен в импозантной позе, в роскошно орнаментированном кафтане с обязательным казацким атрибутом - саблей и, чтобы подчеркнуть свою родовитость, собственным гербом.

В конце XVIII в. в живописи четко розмежувалися два направления; один - чисто теологический, подчинен требованиям храмовых росписей, второй - светский живопись, где предпочтение отдается реалистичному отображению портретируемого человека, проникновение в его внутренний мир. Яркие примеры - портреты И. Гудымы и Д. Долгорукова; они разные, но их объединяет одно - художники пытались (и достигли этого) передать личность портретируемого, показать богатство его внутреннего духовного мира, создать привлекательный образ мыслящей личности.

Таким образом, в XVIII в. было заложены основы восприятия новых течений, налажены творческие связи с европейскими школами, лучшие их достижения использовано в практической работе, что, безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.