Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
СВЯЗЬ НАРОДНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII - СЕРЕДИНЫ XIX В.
Во второй половине XVIII в. в
Украине формировались основы украинской
национальной школы в
профессиональной музыке. Выдающиеся ученые, писатели, критикуя
существующий социальный строй,
заложили основы
материалистического мировоззрения в отечественном искусстве. Это писатель В.
Капнист, художники Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Лосенко, композиторы М. Березовский, Д. Бортнянский,
философ, поэт и музыкант Г. Сковорода и др. Народнопісенна и
народнотанцювальна музыка становится неотъемлемой частью первых открытых
театральных спектаклей, репертуар городских оркестров; высокого уровня достигает
развитие городских бытовых жанров - канта и сольной песни с инструментальным
сопровождением. Под влиянием народной песни, ее образов, мелодики формируется творческий
творчество отечественных композиторов в различных жанрах - от малых форм камерной
музыки в крупных музыкально-драматических и симфонических произведений.
В первой половине Х!Х ст.
развивается реалистическое искусство - народное по содержанию, прогрессивное по идейной
направленностью. Укрепляются связи между европейской, русской и украинской культурами. Для этого процесса характерно
отношение к народному творчеству как к искусству, что имеет огромное эстетическое и
познавательную ценность, осознание идейной содержательности и красоты народной песни,
которая отражает жизнь и мировоззрение народа.
Вторая половина XVIII - середина Х!Х
в. характеризуются обогащением народного музыкального творчества, возросшим интересом
к ней поэтов, писателей, композиторов, музыкантов, интенсивным музыкальным
жизнью, появлением новых жанров и форм профессиональной музыки, развитием музыкальной
образования, музыкального театра. В 30-40-х годах делается немало попыток гармонизации и
аранжировки народных песен и танцев для пения или для выполнения на
инструменте. В пьесах заметное место занимает музыкальное сопровождение. Быт, обычаи
народа, его музыкальное наследие получили отражение в творчестве И. Котляревского,
Г. Квитки-Основьяненко, П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Т. Шевченко.
Большую роль в истории украинской
музыкальной культуры сыграли русские художники О. Алябьев, М. Глинка, А.
Даргомыжский, А. Серов.
Сложными были условия
национально-культурного развития в Закарпатье, Галичине, Буковине, которые
в конце XVIII в. были захвачены Австрией, но украинская культура жила и
развивалась. В начале 30 - 40-х годов воспитанники Львовской духовной семинарии
во главе с М.Шашкевичем начинают собирать народные песни, выпускают сборник песен,
запрещенную цензурой. Новый сборник М. Шашкевича, я. головацкого и и. Вагилевича
“Русалка Днестровская” вышла в свет в 1837 г. Положительную роль играл
любительский музыкальный драматический театр (1848 - 1850), где работали местные
музыканты и композиторы.
Итак, начиная со второй половины
XVIII до середины XIX в. заметно возрастало значение украинской музыкальной
культуры, сформировалась национальная украинская музыкальная школа. Народная песня
освещала антикріпосницьку борьбу крестьян и национально-освободительное движение во всех
жанрах фольклора.
Труд авторов и составителей сборников,
записей и гармонизации народных песен имела огромное значение для формирования
украинской профессиональной музыки.