СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 63.
ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАМИ В КОРНЯХ
Цель: закрепить навыки правописания гласных и согласных в корнях слов; развивать творческие способности и навыки самостоятельной работы учащихся; воспитывать стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самоанализу и самоконтролю, к самовоспитанию.
Внутрішньопредметні связи:
Орфоэпия: произношение гласных и согласных в корнях слов, ударение.
Строение слова и словообразование: наблюдения над морфемами слов.
Синтаксис: работа со словосочетаниями, предложениями и текстами.
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип урока: урок углубления знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация познавательной деятельности учащихся
Блиц-опрос
► Назовите значимые части слова. Приведите примеры.
► Какая значимая часть слова называется корнем? Приведите примеры однокоренных слов.
Упражнение-поиск
► Прочитайте слова и скажите, по какому принципу правописания корней они сгруппированы.
I. Первичный, останавливаться; прошлый, карман; осенью - осень, лошадь - лошади, водить - вести, садиться - сажать - сидеть; чистый, щит, шесть.
II. Борьба, молотьба, легко; жизнь, ветки, льняной; молодежью, матерью; отдать, горком, юннат; проезд - проездной; неделя - недельный, счастье - счастливый; шестнадцать, хвастливий; глаз - на глазу; друг - дружить; отец, около; кончик, летнее.
► Обобщите правила написания в корнях слов гласных и согласных.
IV. Закрепление и совершенствование орфографических навыков написания корней слов
Выполнение системы практических задач
► Перепишите, вставляя пропущенные буквы э, ы, о и объясните их правописание. Поставьте ударение в словах.
Бл..скаты, мин..люватися, пл..нарний, скр..пойти, зам..латы, г..зультат, в..л..чаты, к..жух, мат..мат..ка, б..сы, с..минар, защ..маться, д..сц..плінарний, решения..ваты, казней..гічний.
► Подберите и напишите однокоренные слова или иные формы слов, чтобы было видно чередование согласных. Подчеркните слова, в которых чередование согласных происходит и в русском языке.
Ухо, возить, книга, ходить, сохнуть, порог, печь, просить, универмаг, библиотека, ловить, сторону, пух, хотеть, сечь, мочь, стеречь.
► Переведите слова на украинском языке. В один столбик выпишите слова, в которых согласные удлиняются, в другой без удлинения.
Предместье, соцветье, бытие, счастье, листья, Илья, столетие, судья, стойкостью, Поволжье, Закарпатье, соленье, вечность, нежностью.
► Переведите слова на украинском языке; запишите их, введя к словосочетаний; сравните произношение и написание групп согласных в корнях слов двух родственных языков.
Поздний, костлявый, участник, доблестный, проездной, сердце, честность, буревестник, гигантский, целостный, контрастный, ненавистный, туристский.
► Выразительно прочитайте предложения. Найдите слова, в которых произошло упрощение в группах согласных. Запишите несколько предложений (на выбор) и подчеркните все члены предложения в них.
1. Ты не был на нашей Украине, Хлеба-соли с нами не делил, Но знай, что сердцем мы едины; что навек не розбратать братьев (Г. Рыльский). 2. Мать вечером своим ласкающим голосом нашепчет ребенку о любви ко всему живому (Панас Мирный). 3. Художественное стекло - одна из самых молодых отраслей декоративного искусства западных областей Украины (3 журнала). 4. Осень слала по земле свой золотой ковер (Ю. Збанацкий). 5. Чтобы ты был счастливым, Не впал в беду, в Лучшем учись, мой друг,- труду (Г. Познанская).
Объяснительный диктант
► Объясните знаки препинания. В выделенных словах определите корень и выясните в нем правописание гласных и согласных.
ХЛЕБ
Какое счастье, какое добро, что есть хлеб на свете! Сначала он в земле, потом в муке и, наконец, на столе - зарум'янений, пахучий, верный наш кормилец, вкусный хлеб. Рожденный трудом.
Розкажімо ребенку о хлебе. Воспоем ей песен, розмалюймо краской колоски, напомним еще раз: мой руки, когда берешься за хлеб! И вы обогатите ее, поможете обществу вырастить трудолюбивом и честном человеке.
Если бы у нас было столько хлеба, что могли им прокормить весь мир, мы все равно сказали бы: берегите каждый ломтик хлеба, каждый колосок, каждое зернышко, берегите не потому, что мы скупые, а потому, что это наш хлеб!
Испокон веков называли хлеб святым. Эпитет этот у нас в искреннем уважении и теперь. И, вероятно, останется он при слове «хлеб» на вечные времена у всех народов. Еще с давних времен люди слагали в честь хлеба радостные и волнующие, полные преданности и любви песни, где говорилось о святости хлеба, о его величии. Дедушки и бабушки, отцы и матери, пойте этих песен детям. Рисуйте колоски на холсте, кладите их в узоры. Прославляйте хлеб и людей, которые выращивают его (М. Полевой).
► Как относятся к хлебу в вашей семье?
► К какому стилю относится этот текст? Докажите.
V. Итог урока
Обратить особое внимание учащихся на правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением.
VIII. Домашнее задание
► Напишите сочинение на одну из тем:
1. «Мое призвание», использовав такие слова: вопрос, жизнь, развилки, обучения, досуга, утверждение, знание, неотделимый, безупречно, предвидения, чувства, усилия, достижения, несравненно, напряженность, радостный, рвение, полностью, множеством, мудростью, ежедневно, добросовестно, наугад;
2. «Осенняя мелодия», употребляя слова: спросонья, спозаранку, бездорожье, корни, ветви, побережье, благодарностью, паутина, сумерки, листья, лес, затишье, беззащитные, неожиданностью, мелодичностью.