Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 61

Тема. Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения. Понятие о простых и сложных предложениях. Наблюдение за ролью второстепенных членов предложения. Значение и интонация сложного предложения

 

Цель: развивать умение вычленять предложения в тексте, определять грамматическую основу предложения; формировать умение различать простые и сложные предложения, нераспространенные и распространенные предложения.

Оборудование: раздаточный материал, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверка письменного задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Составьте словосочетания, используя данные глаголы. Обозначьте главное слово.

Образец. Увидеть (что?) самолёт.

Ходить, бродить, летать, бежать, водить, бросать, чертить, чинить.

 

Карточка № 2

Запишите текст, раскрывая скобки и употребляя зависимое слово в нужной форме.

Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдая, как живут деревья, изучая повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

 

Карточка № 3

Исправьте грамматические ошибки и запишите.

В книге описывается о войне. Шалунье обо всём признались. Обрати внимание этому рассказу. Сестра гордилась за брата. В сквере стоит памятник первого космонавта. Его упрекали за небрежность.

 

Карточка № 4

Выпишите из предложений словосочетания, соответствующие схеме прилаг. + сущ.

Степан любил по утрам обходить заросший сад. Пёс тянулся мокрым носом к Степану. Фунтик осторожно вытащил из воды большую корку. Старый дом пропах тмином и древесной трухой.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(С опорой на украинский язык.)

1. Беседа с учащимися.

— Что такое предложение (укр. — речення)?

— Что называют грамматической основой предложения?

— Какие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, могут входить в его состав?

— Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы?

— Как называются предложения, состоящие из грамматической основы и второстепенных членов предложения?

— Сколько грамматических основ может быть в предложении?

— Как называется предложение с двумя или несколькими грамматическими основами?

— Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения?

2. Выявление восприятия.

(Тексты, записанные на карточках,— у каждого ученика.)

— Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите предложения нераспространенные и распространенные, простые и сложные.

1) Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

(А. Фет)

 

2) Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(А. Фет)

— Какой знак препинания вы поставили в сложном предложении?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Списывание с грамматическим заданием.

— Спишите, определяя границы предложений. Подчеркните главные члены предложения.

Мой посёлок

Мне хочется рассказать о моем посёлке он расположен в очень живописном месте со всех сторон подступают к нему невысокие сопки с белоствольными берёзками и стройными лиственницами в лесу много брусники и голубики, подснежников и груздей, земляники и жимолости я очень люблю эти леса и почти каждый день гуляю по лесным тропинкам.

(Из газеты)

2. Выборочный диктант.

— Выпишите грамматические основы предложений. Какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые?

Чуть поднялся ветер, и полилась река листопада. Нарядный дятел трудится на старой сосне, и звуки ударов далеко слышны в тихом осеннем лесу.

3. Составление сложных предложений.

— Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения.

Наступила ранняя весна, и ... . Море бушует, и ... . В облаках уже не звенят жаворонки, а над пашнями ... . Солнце поднялось, но. .

4. Тренировочный диктант

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(И. Соколов-Микитов)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 54 (Практика А, Б, В).

2. Выполнить упр. 587, 589.