УРОК № 61
Тема. Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения. Понятие о простых и сложных предложениях. Наблюдение за ролью второстепенных членов предложения. Значение и интонация сложного предложения
Цель: развивать умение вычленять предложения в тексте, определять грамматическую основу предложения; формировать умение различать простые и сложные предложения, нераспространенные и распространенные предложения.
Оборудование: раздаточный материал, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Проверка письменного задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Составьте словосочетания, используя данные глаголы. Обозначьте главное слово.
Образец. Увидеть (что?) самолёт.
Ходить, бродить, летать, бежать, водить, бросать, чертить, чинить.
Карточка № 2
Запишите текст, раскрывая скобки и употребляя зависимое слово в нужной форме.
Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдая, как живут деревья, изучая повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.
Карточка № 3
Исправьте грамматические ошибки и запишите.
В книге описывается о войне. Шалунье обо всём признались. Обрати внимание этому рассказу. Сестра гордилась за брата. В сквере стоит памятник первого космонавта. Его упрекали за небрежность.
Карточка № 4
Выпишите из предложений словосочетания, соответствующие схеме прилаг. + сущ.
Степан любил по утрам обходить заросший сад. Пёс тянулся мокрым носом к Степану. Фунтик осторожно вытащил из воды большую корку. Старый дом пропах тмином и древесной трухой.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
(С опорой на украинский язык.)
1. Беседа с учащимися.
— Что такое предложение (укр. — речення)?
— Что называют грамматической основой предложения?
— Какие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, могут входить в его состав?
— Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы?
— Как называются предложения, состоящие из грамматической основы и второстепенных членов предложения?
— Сколько грамматических основ может быть в предложении?
— Как называется предложение с двумя или несколькими грамматическими основами?
— Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения?
2. Выявление восприятия.
(Тексты, записанные на карточках,— у каждого ученика.)
— Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите предложения нераспространенные и распространенные, простые и сложные.
1) Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
(А. Фет)
2) Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
(А. Фет)
— Какой знак препинания вы поставили в сложном предложении?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Списывание с грамматическим заданием.
— Спишите, определяя границы предложений. Подчеркните главные члены предложения.
Мой посёлок
Мне хочется рассказать о моем посёлке он расположен в очень живописном месте со всех сторон подступают к нему невысокие сопки с белоствольными берёзками и стройными лиственницами в лесу много брусники и голубики, подснежников и груздей, земляники и жимолости я очень люблю эти леса и почти каждый день гуляю по лесным тропинкам.
(Из газеты)
2. Выборочный диктант.
— Выпишите грамматические основы предложений. Какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые?
Чуть поднялся ветер, и полилась река листопада. Нарядный дятел трудится на старой сосне, и звуки ударов далеко слышны в тихом осеннем лесу.
3. Составление сложных предложений.
— Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения.
Наступила ранняя весна, и ... . Море бушует, и ... . В облаках уже не звенят жаворонки, а над пашнями ... . Солнце поднялось, но. .
4. Тренировочный диктант
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
(И. Соколов-Микитов)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 54 (Практика А, Б, В).
2. Выполнить упр. 587, 589.