Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 63

Тема. Координатная прямая

 

Цель: сформировать представление о содержании понятия координатная прямая, координата точки и выработать умение по готовым рисункам определять координаты указанных точек и строить на координатной прямой точки с указанными координатами.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

@ Игровой момент «Кто найуважніший ?»

Учитель читает текст, в котором фигурируют числа, показывающие положение точек земной поверхности относительно уровня Мирового океана. Учащиеся слушают текст и делают записи чисел (положительных или отрицательных в зависимости от условия). У доски могут работать 1-2 ученики.

Текст. Уровень Мирового океана принимается за нулевой и обозначается числом 0. Любое место на земной поверхности может быть выше, или ниже, или на этом же уровне. Запишите, используя положительные и отрицательные числа, положения: истока Волги, расположен на 228 м выше уровня океана; устья Волги, что лежит на 28 м ниже уровня океана; Аральского моря, что лежит на 53м выше уровня моря; Сарикамиської котловины, лежащей на 38 ниже уровня моря; впадины Карагиє (Батыр) на полуострове Мангышлак, лежащая на 132 м ниже уровня моря.

 

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислите:

а)

б)

в)

2. Какие из чисел: 7; - 15; 8; -; 0,75; - 1,8; -4; 4; 0 - являются положительными; отрицательными; недодатними и неотъемлемыми?

3. Надворный термометр показывает -5 °С, а комнатный +18 °С. На сколько градусов отличается температура в комнате и на улице?

4. Найдите координаты точек, изображенных на рисунке:

Где находятся точки Е, А, В, С, D по отношению к 0? Какими числами являются координаты точек О, Е, А, В, С?

 

III. Формирование знаний

1. Мотивация учебной деятельности

@ Очень важно, чтобы учащиеся осознавали, зачем надо изучать понятие координатной прямой и связанные с ней задачи. Поэтому учитель направляет мысль учащихся в этом направлении, проведя небольшую беседу, примерно такого содержания.

Друзья! Вы уже знаете, что натуральные и дробные числа, которые вы изучали в 5 классе и в начале этого года, можно изображать точками на координатном луче. При этом изображаемые числа называются координатами точек (см. с. 4 устных упражнений). Вы также знаете, что такие числа мы называем отныне положительными, кроме положительных чисел, есть еще и отрицательные 0. Поэтому возникает вопрос а можно ли недодатні изображать числа точками и если это так, то как это сделать?

2. Формирование знаний

После предварительной беседы, видимо, многие из учеников сами предложат координатный луч продолжить влево (образуется прямая), на этом продолжении (отрицательная півпряма) откладываем от 0 единичные отрезки, как и на положительный півпрямій, и будем считать, что изображаемое отрицательное число соответствует количеству отложенных влево от 0 отрезков.

Если такой способ получения координатной прямой понятный ученикам, учителю остается только дать правильное определение координатной прямой и элементов, которые и определяют Все записи и рисунки делаем на доске, а ученики соответственно в тетрадях, и имеем конспект № 28

 

Конспект 28

Координатная прямая

Координатная прямая - это прямая ОХ, на которой задано

1) начало координат О(0),

2) единичный отрезок ОЕ = 1,

3) положительный направление (→)

Пример

А(-2), потому что содержится на 2 отрезка влево от 0

В(4), потому что содержится на 4 отрезка вправо от 0

 

@ Важно на третьем уроке отработать такой момент построение числа на координатной прямой (выражение координаты данной точки) состоит из двух этапов

1) знак числа задает направление движения от т. В

(положительное) + → (вправо), (отрицательное) - ← (влево)

2) расстояние числа от т. В задается тем числом, стоящий влево от любого знака, и в любом случае т. О - начало координат, т.е. точка, с которой начинается работа с координатной прямой.

 

IV. Применение знаний. Применение умений

1. Построение точек на координатной прямой

Задача 1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину Двух ячеек тетради Отметьте на этой прямой точки с координатами 2, 5, -1, -3, -5.

Задача 2. Начертите координатную прямую и отметьте ней точки A(3), B(5), С(-2), D(-4).

Задача 3. Изобразите на координатной прямой точки, соответствующие числу а, если а = -7, а = 4,2, а = -3,3, а = -1, а = 2, а = 5, а = -.

2. Определение координат точек на координатной прямой

Задача 4. Запишите координаты точек, изображенных и обозначенных на рисунке

 

 

Задача 5. Определите, положительными или отрицательными являются числа 0, a, b, c, d, изображенные на рисунке

 

 

3. Упражнения на повторение

Задача 6. Изобразите на координатной прямой точки, соответствующие результатам действий:

а) 3,6 - 2, б) 5 : ,) 16: 4, г) 2 + 0,5, д) 0 · 8, е) 11 · 5.

Задача 7. Витаминизированное молоко содержит 4,7 % углеводов, 1,3 % минеральных веществ и витаминов, 88 % воды, а остальное составляют белки и жиры Сколько указанных веществ содержится в 400 кг витаминизированного молока ?

 

V. Итог урока

Вопрос к классу

- Какую прямую называют координатной прямой?

- Какое число называют координатой точки?

- Как обычно записывают точку с и координатой?

- Координата точки которой равно 0?

- Где лежит на координатной прямой точка А(-2), В(+3), С(2,5), D(-0,5)?

 

VI. Домашнее задание

1. Отметьте на координатной прямой точки А(-1), В(-4), С(4), D(-0,5), Е , F, M(-2,5), Н(2), K(1), L.

2. Отметьте на координатной прямой точки, соответствующие числам: а) -2 и 2; б) 1 и -1,5; в) 3 и-3.

3. Как расположены точки каждой пары соответственно до начала отсчета? Задача. Ученики 7-х классов сельской школы за 3 дня собрали 560 кг семян разных деревьев. Первого дня они собрали 35 % всех семян, что составляло количества семян, которое собрали второго дня. Сколько килограммов семян собрали в третий день?