Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 62

Тема. Положительные и отрицательные числа. Число 0

 

Цель: сформировать представление учащихся о содержании понятий «положительные числа», «отрицательные числа», а также выработать умение отличать эти виды чисел и выполнять простые упражнения, предусматривающие такую классификацию.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислите:

а)

б)

в)

2. На рисунке изображен координатный луч ОК. Найдите координаты точек А, В, С, D, Е.

3. На рисунке изображен шкалу термометра, измеряющего температуру воздуха. Какую температуру он показывает за раз? Будет показывать, если столбик термометра поднимется на 3; на 7 делений? Будет показывать, если столбик термометра опустится на 2; на 5 делений?

 

 

 

II. Формирование знаний

@ Формируя представления учащихся о положительные и отрицательные числа (как и в многих других случаях) важно опираться на приобретенный шестиклассниками жизненный опыт. Поэтому лучшим будет в работе с новым материалом опираться на самый распространенный объект, связанный с положительными и отрицательными числами - термометр и знания учащихся об измерении температуры воздуха.

Обращаем внимание на то, что сначала лучше подчеркнуть, что число 0 на термометре - это значение температуры, при которой вода начинает превращаться в лед, и это число - граница между числами, обозначающими более теплую температуру (положительными), и числами, обозначающими более низкую температуру (отрицательными).

Поэтому все числа условно делим на: а) положительные; б) отрицательные; в) недодатне и неотъемлемое, то есть 0.

Запись и чтение положительных и отрицательных чисел обычно не вызывает затруднений у учащихся.

Более сложным, но очень важным для дальнейшего изучения математики является понятие «неотрицательное число», «недодатне илиcло».

 

III. Закрепления знаний. Усвоение умений

Устные упражнения

1. Какие из чисел: 4; -8; -11; 53; ; ; 0,4; -2,8; +4; + положительные? отрицательные? Какие из них равны между собой?

2. Провідміняйте «положительное число», «отрицательное число», «минус двести», «минус три седьмых».

3. Назовите по схеме размещения точек на местности по сравнению с уровнем океана (см. рис).

 

 

4. Правильно, что 0 неотрицательное число? Является ли число 0 недодатним?

Письменные упражнения

Задача 1. Нарисуйте схематично термометр, который показывает -7 °С. Сколько градусов он будет показывать, если температура повысится на 4 °С? изменится на 4 °С?

Задача 2. На географических картах возле горы Говерла и берега Каспийского моря написано числа 2001 и-28. Что они означают?

Задача 3. Деньги, которые вносят в банк, кассир записывает со знаком «+», а которые берет из банка - со знаком «-». Как изменилась сумма денег в кассе после того, как кассир обслужил 5 вкладчиков? (См. таблицу)

 

Вкладчик

Денежная операция

1

+300

2

-250

3

-200

4

+700

5

-400

 

Задача 4. В школу за год поступило а учащихся, а выбыло b учеников. На сколько изменилось количество учащихся школы за год? Объясните смысл ответа, если:

а) а = 40; b = 23; б) а = 37; b = 45; в) а = 53; b = 53.

Задача 5. Или может выражаться отрицательным числом:

а) количество людей, что живет в доме;

б) длина комнаты;

в) количество денег;

г) масса какого-либо предмета?

Задача 6 (на повторение). Вычислите значение выражения:

а) ;

б) .

 

IV. Итоги урока

Какие слова пропущены?

 

+3

+7,5

0,5

- положительные;

-3

-7,5

-

-0,5

- ?

0

3

+7,5

 

- ?

-3

0

-7,5

 

- ?

 

V. Домашнее задание

Задача 1. Прочитайте числа: 4,2; -7; -8; 1830; 0; -3,65; 6. Которые из них являются: а) отрицательными; б) положительными; в) неотъемлемыми; г) недодатними?

Задача 2. Ира зашла в лифт двенадцатиэтажного дома на седьмом этаже. Проехала 4 этажа и вышла. На каком этаже вышла Ира?

Задача 3. Если малое предприятие имеет на счету 5 000 грн, то будем говорить, что оно имеет + 5 000 грн. Если же предприятие задолжало банку 5 000 грн, то будем говорить, что оно имеет - 5 000 грн. Сколько денег имеет малое предприятие, если оно:

а) имеет на счету 700 грн; 1 500 грн;

б) задолжало банку 750 грн; 3 000 грн?

Задача (на повторение). Экскурсантов можно посадить в лодки или по 4 человека, по 6 человек. В каждом случае свободных мест не останется. Сколько было экскурсантов, если их больше 40, но меньше 50?