6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 27
Тема урока. Сольфеджування упражнения в размере 6/8. Разучивание песни "Цвет земли" А. Злотника. Слушание музыки. К. Дебюси. "Детский уголок"
Цель урока: формировать у детей умения и навыки сольфеджування упражнения в шестидольному размере; развивать ладо-тональный слух и вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
3. Объяснение нового материала.
II. Распевки.
- Дети, что такое размер?
- Какие размеры бывают?
(Двудольные, тридольні, чотиридольні).
Сегодня мы познакомимся с шестидольним размером, который образуется от сочетания двух простых:
3/8 + 3/8 = 6/8
В каждом такте есть шесть долей: первая сильная, четвертая - относительно сильная, а остальные долей - слабые. Продолжительность каждой судьбе измеряется восьмой нотой. Убедимся на ритмичной вправе, проплескавши ее.
А теперь просольфеджуємо отрывок знакомой песни М. Глинки „Не щебечи, соловей”, тактуючи в размере 6/8.
III. Разучивание песни „Цвет земли”.
Эту песню А. Злотника разучиваю за нотным текстом, но сначала стоит проиллюстрировать песню на всех куплетах и дать детям задание определить основную идею содержания слов песни.
Цвет земли
Слова М. Сингаевский
Музыка А. Злотника
В саду вишневом с удовольствием
Венки сплетает детвора.
Синицы, ласточки, скворцы,
Синицы, ласточки, скворцы
Летят до каждого двора. Дважды
И несется везде птичий грай -
Моя цветущая сторона.
Цветет земля, цветет мой край,
Цветет земля, цветет мой край.
И в сердце каждого весна. Дважды
2. Характеристика нотного текста песни:
Размер песни?
- Какие длительности нот встречаются?
- Что такое затакты?
3. Разучиваю песню по фразам, настройка в тональности, обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию, а также на соблюдение правильного ритма на словах „и затопили берега, и затопили берега”.
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
Вы знаете, дети, что композиторы создают музыку и под впечатлением определенных жизненных ситуаций, наблюдений. Для примера можно назвать музыку французского композитора - импрессиониста Клода Дебюсси, творчество которого многоплановая и разножанровая. (Імпресьйон с французского означает «впечатление»). Композиторам-импрессионистам было характерно обостренное чувство музыкального тембра. Художники этого направления любили цвет, а композиторы - колорит звучания. Наиболее популярной является симфоническая и фортепианная музыка. В ней композитор создал самобытный стиль и новые приемы исполнения на фортепиано: совершенная техника, новые штрихи.
Один из таких произведений мы сегодня послушаем. Это „Детский уголок”, который он посвятил своей дочери. Помните в П. Чайковского есть „Детский альбом”, который он посвятил племянникам.
2. Дети слушают произведение и характеризуют его.
Этюд - это пьеса для развития исполнительской техники.
V. Итог урока.