6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 28
Тема урока. Пение упражнений в различных размерах. Работа над песней "Цвет земли". Слушание музыки. В. Сильвестров. Цикл "Тихие песни"
Цель урока: учить детей сольфеджувати упражнения в различных размерах, тактуючи; формировать певческие навыки и музыкальную память; воспитывать интерес к песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: упражнения для сольфеджування, магнитофон, фортепиано, нотная запись песни, портрет В. Сильвестрова.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Упражнение на артикуляцию:
2. Плавное голосоведение.
III. Сольфеджування упражнений в размере 3/8 и 6/8.
На прошлом уроке, дети, мы изучали сложный размер 6/8 и схему его тактирование. Сравним два упражнения и просольфеджуємо их.
- В каких тональностях написаны упражнения?
- Какие ноты по длительности использованы?
Размер каждого упражнения? (Желающих опитую на оценку).
IV. Работу над песней „Цвет земли” продолжаю, разучивая все куплеты. Работаю над правильным звукоутворенням, характеру исполнения, в сдержанном темпе, передавая весеннее настроение.
V. Слушание музыки.
1. Рассказ.
Сегодня мы познакомимся с украинским композитором 60-х годов XX ст., который принадлежал к едва ли не самых ярких „модернистов”. Это композитор Валентин Сильвестров. Его творческий путь был тернистым и полным значительных трудностей. Уже первые его произведения вызвали сенсацию за свою вызывную „самостоятельность”, откровенное проявление творческой индивидуальности. Он мог использовать в инструментальном произведении звук шипения спички, что тушится в воде. Имеется в виду его „Медитация” - симфония для камерного оркестра. Со временем его искусство все более откровенно декларирует вечные общечеловеческие ценности, что отражается прежде всего на обращении к песенных, лирических мотивов. Такими являются Четверга и Пятая симфонии.
В последних произведениях Сильвестров обращается к бессмертной поэзии Т. Шевченко. Сегодня вы послушаете песню из вокального цикла „Тихие песни”, которая называется „Прощай, світе, прощай, земле...”, тоже на слова Т.шевченко.
2. Слушание произведения и его характеристика.
- Какими музыкально - выразительными средствами воспользовался композитор для написания сочинения?
- Какие чувства вызывает у вас такая музыка?
(Ответы детей).
VI. Итог урока.