Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 60

Практическая работа бы. Имитационная игра «Мое государство»

 

Цель урока: заключается в том, чтобы участники во время игровых действий показали: способность анализировать потенциал национальной экономики и умение исследовать тенденции развития внешнеэкономической деятельности государства; умение согласовывать текущую работу с перспективными задачами и жизненно важными интересами общества и государства, определяя направления развития национальной экономики, ее отраслей и сфер; способность оценивать конкретные ситуации и принимать решения о направлении развития национальной экономики. В процессе игры участники должны: самостоятельно осознать значение и целесообразность коллективных действий; научиться стратегии сотрудничества, переговоров, умение отстаивать точку зрения и добиваться преимуществ; научиться эффективному взаимодействию.

Основные понятия: полезность, редкость, спрос, предложение, рыночное равновесие, поиск цены.

Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Необходимые материалы: бумага формата А1, маркеры.

 

II. Основные этапы проведения игры

1. Создание команд и проекта своего государства.

2. Презентация информации, вопросы и ответы.

3. Подготовка к торгам.

4. Торги, переговоры, деловые встречи на бирже.

5. Представление информации о результатах купли-продажи.

6. Межгрупповая дискуссия. Презентации, вопросы и ответы.

7. Постановка проблем и их решение в каждом государстве.

8. Рефлексивный анализ игры.

►► 1-й этап. Проектирование карты государства

Учащиеся объединяются в команды по четыре-шесть человек. Каждая команда организует пространство для делового общения и придумывает:

♦ название своей страны (фантастическую);

♦ модель государственного устройства;

♦ главу государства;

♦ денежную единицу и национальную валюту;

♦ рисует экономико-географическую карту страны;

♦ моделирует правовые, политические, экономические, социальные и экологические перспективы развития государства.

►► 2-й этап. Создание модели государства

Все карты вывешиваются на доске, чтобы получилась одна общая карта. Участники игры рассказывают о своей стране, ее особенности, полезные ископаемые, ресурсы, политический строй и т.д. и отвечают на вопросы жителей других стран.

►► 3-й этап. Подготовка к торгам

Каждая команда составляет список из десяти названий товаров, их страна собирается экспортировать. Общая стоимость товаров, предлагаемых к экспорту каждой страной, не должна превышать 120 денежных единиц (участники игры сами придумывают название для этой единицы, договорившись со всеми группами). На приобретение необходимых товаров каждая страна может потратить только 100 денежных единиц.

После подготовки объявляется, что все государства должны заниматься куплей-продажей в пределах имеющихся у них ресурсов, причем следует стремиться к тому, чтобы государство было обеспечено всем необходимым и получила прибыль в результате всех проведенных операций, то есть потратила на покупки меньшую сумму по сравнению с прибылью, полученной от реализации товаров.

►► 4-й этап. Торги на бирже

Продолжаются торги и переговоры. Представители каждой команды пытаются реализовать свои намерения, переходя от партнера к партнеру, заключая соглашения и протоколы о намерениях. В случае непредвиденных обстоятельств или необходимости внести в свои превентивные замыслы изменения можно «позвонить» своей команде и обсудить коррективы, согласовывая новые варианты решений. Все результаты сделок фиксируются обеими сторонами, чтобы потом не было разночтений.

Через полчаса биржа закрывается, все садятся на свои места.

►► 5-й этап. Презентация информации

Представители каждого государства после десятиминутной групповой подготовки докладывают участникам игры о результатах торгов: что планировалось купить и продать и что на самом деле удалось; получили в результате прибыль или потеряли какое-то количество условных единиц.

►► 6-й этап. Межгрупповая дискуссия

Каждая команда готовит сложную, экстремальную ситуацию-питан - ния для других государств, учитывая модели этих государств и результатах проведенных торгов. Задаваемые вопросы должны касаться различных отраслей жизнедеятельности людей, особенностей экономики, политики, культуры, экологии и др.

После этого начинается коллективная дискуссия. Сначала представители стран задают друг другу по одному вопросу, которые звучат примерно так: «не считаете Ли вы, что по таким-то причинам (причина) ваша экономическая политика приведет к некоторым (называется, к каким именно) негативных для вашего государства последствий?»

►► Результаты

1. Если ответ на вопрос начинается словами: «Да, но...», то есть признается правомерность опасений и неприятных перспектив, но есть способ решить проблему успешно, то спрашивающие получают 1 балл, а ответчики - 2 балла.

2. Если ответ начинается словами: «Нет, не согласны, ваши опасения беспочвенны по таким-то причинам!» - и организатор признает ответ аргументированным, то команда, которая задала вопрос, получает 0 баллов, а команда, которая отвечала, - 2 балла. Если руководитель игры признает, что опасения, высказанные командой, которая задавала вопросы, и утверждения, содержащиеся в ответе, также обоснованы, то обе команды - участницы дискуссии получают по 2 балла.

3. Если ответа нет или ответ неправильный, то за вопрос дают 1 балл, за ответ - 0 баллов.

Все результаты заносятся в таблицу (на доске или плакате), где приводятся названия государств и баллы за вопросы и ответы.

►► 7-й этап. Проблематизация

После ответов на вопросы начинается второй круг обсуждения. В течение пятиминутного коллективного взаимодействия представители каждой страны вводят новую информацию, которая для другой страны становится проблемой, а именно: или отказываются что-либо купить через обстоятельства изменились, или не могут поставить то, что продали.

Каждая команда готовит варианты решения тех проблем, которые встали перед государством за некорректное поведение торговых партнеров, и затем сообщает свое решение, комментируя, как именно эта ситуация скажется на культуре, политике, экономике ее страны.

Результаты: полные и обоснованные ответы оцениваются в 2 балла, средние - в 1 балл, слабые - в 0 баллов. Все это заносится в таблицу.

►► 8-й этап. Подведение итогов игры

После завершения всех этапов определяются победители. Организатор игры комментирует ее результаты, которые в зависимости от целевого назначения игры могут быть посвящены анализу решений, принятых командами в экстремальных для их государств условиях, или анализа взаимодействия и ее эффективности. Игра может решать одновременно все перечисленные задачи или некоторые из них.

 

Таблица результатов

 

Государство/Баллы

Вопрос

Ответ

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

0

1

2

№ 1

 

 

 

 

 

 

№ 2

 

 

 

 

 

 

№ 3

 

 

 

 

 

 

№ 1

 

 

 

 

 

 

№ 2

 

 

 

 

 

 

№ 3

 

 

 

 

 

 

№ 1

 

 

 

 

 

 

№ 2

 

 

 

 

 

 

№ 3

 

 

 

 

 

 

Вместе

 

 

 

 

 

 

 

III. Итог урока

 

IV. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по изученной теме.