II СЕМЕСТР
РАЗДЕЛII
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 5. Географическая оболочка
Урок 59. Практическая работа № 13. Ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление взаимосвязей между ними (на местности)
Цель: проверить знания и умение учащихся по теме «Географическая оболочка Земли» во время выполнения практической работы; ознакомить с местными компонентами природы и их взаимосвязями; воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в природе.
Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков в форме урока-экскурсии.
Оборудование: полевой дневник, термометр, барометр, фотографии растений и животных своей местности, которые охраняются, карандаши, фотоаппарат.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проведение инструктажа по технике безопасности во время экскурсии, знакомство с правилами поведения во время экскурсии.
Разделить класс на группы.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Беседа
• Что такое природный комплекс?
• Как называется природный комплекс, на территории которого мы находимся?
• Назвать природные компоненты этого природного комплекса.
• Какую деятельность осуществляет человек в этом природном комплексе?
• Антропогенные компоненты есть в этом природном комплексе?
• В рамках каких форм рельефа находится этот комплекс?
III. Вступительные упражнения
• Какие особенности климата (средние температуры воздуха, годовое количество осадков, господствующие ветры) нашей местности.
• Определить температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра для данной местности.
• Описать погоду сегодняшнего дня.
• Какие почвы характерны для этой местности?
• Какие растения здесь встречаются? Почему?
• Какие животные могут быть на этой территории?
• К какой природной зоны относят эту территорию нашей местности?
• Какие растения и животные охраняются на территории нашей местности?
• Что необходимо сделать, чтобы сохранить эту местность?
ИV. Тренировочные и творческие упражнения
1. Описать отдельный участок местности (работа в группах).
• Общее описание поверхности.
• Как поверхность освещается солнцем?
• Почвы.
• Растения.
• Животные.
• Как человек использует этот природный комплекс?
• Какие изменения вносит человек в этот природный комплекс? Предложите меры по охране этого комплекса.
2. Оформление материала практической работы.
V. Итог урока
Каждая группа делает вывод относительно своего объекта исследования. Затем с помощью учителя ученики делают общий вывод о компонентах исследуемого природного комплекса в их взаимосвязи.
VИ. Домашнее задание
• Повторить темы «Биосфера» и «Географическая оболочка».
• Отдельным учащимся подготовить сообщения о М. М. Миклухо - Маклая (опережающее задание).