II СЕМЕСТР
РАЗДЕЛII
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 5. Географическая оболочка
Урок 58. Зональные и азональные природные комплексы. Экологические проблемы
Цель: систематизировать знания учащихся о закономерностях географической оболочки; сформировать у учащихся умения работать с картами природных зон; научить давать характеристики зональным и азональним природным комплексам; показать изменения в природе в результате хозяйственной деятельности людей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта природных зон, учебники, атласы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Задачи. Начертить схему взаимодействия природных компонентов в природном комплексе.
Беседа
• Что такое природный комплекс?
• Привести примеры природных комплексов.
• Назвать самый большой природный комплекс Земли.
• Какие части геосфери охватывает географическая оболочка?
• Назвать закономерности географической оболочки. Охарактеризовать одну из закономерностей.
• Какую географическую закономерность описал Чарльз Дарвин, когда сказал, что морской флот Англии держится на старых девах, имея в виду географический цепочку? Старые девы любят кошек - кошки ловят мышей - мыши разоряют гнезда шмелей - только шмели опыляют клевер - клевер является лучшей пашей для животных - всегда свежий бифштекс на флоте - сытые и здоровые матросы - основа мощного флота страны.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с тем, как формируются и размещаются природные комплексы.
ИV. Изучение нового материала
Беседа
• Что такое зональность?
• Почему почвы, растительный и животный мир меняются от экватора к полюсам?
Природные комплексы могут быть зональными и азональный.
Главный закон географии - закон широтной зональности. Он свидетельствует о закономерном изменении природных комплексов от экватора к полюсам. Зональность объясняет существование географических поясов. Географические пояса - это самые крупные зональные природные комплексы, закономерно изменяются от экватора к полюсам. Их названия совпадают с названиями климатических поясов.
Работа с картами
• По карте атласа назовите географические пояса.
• Почему названия географических поясов совпадают с названиями климатических поясов?
• Почему в некоторых местах пределы географических и климатических поясов не совпадают?
Работа со словарем. В составе географических поясов различают большие части с подобными климатическими условиями, растительным и животным миром, которые называются природными зонами.
• С помощью атласа назовите природные зоны каждого пояса.
• Что положено в основу выделения природных зон?
Каждая зона характеризуется определенным типом климата, почвенно-растительным покровом и животным миром. Растительность является наиболее выразительным компонентом, что указывает на изменение природных условий. На равнинах в распределении природных зон преобладает широтная зональность.
Работа с картой
• По карте атласа выяснить, какая природная зона занимает наибольшую площадь.
• Выяснить, какие природные зоны залегают сплошной полосой, а которые размещаются на окраинах материков.
• Почему некоторые природные зоны не имеют широтного простирания?
• Почему природные зоны сменяются от экватора к полюсам?
Задачи. За атласом и учебником составить таблицу «Природные зоны мира».
Природная зона |
Географическое положение |
Климат |
Почвы |
Растения |
Животный мир |
Арктические пустыни |
|
|
|
|
|
Тундра и лесотундра |
|
|
|
|
|
Тайга |
|
|
|
|
|
Смешанные леса |
|
|
|
|
|
Широколиственные леса |
|
|
|
|
|
Лесостепь |
|
|
|
|
|
Степь |
|
|
|
|
|
Полупустыни и пустыни |
|
|
|
|
|
Саванны |
|
|
|
|
|
Экваториальные леса |
|
|
|
|
|
Проблемные вопросы
• Материки и океан входят в состав географической оболочки как мелкие природные комплексы, но они выделяются как азональные природные комплексы. Как вы думаете, почему?
• В горах природные зоны изменяются с высотой. Почему?
• Впервые закон высотной поясности были сформулированы А. Гумбольдтом на примере Анд.
В природном комплексе все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одного компонента приводит к изменению всего комплекса.
Проблемные вопросы
• Что будет с природным комплексом болот, если высушить это болото?
• Что будет с лесом, если вырубать в нем деревья?
Так возникают экологические проблемы, которые связаны с нарушением связей в среде обитания всего живого. К таким проблемам относят: таяние ледников, высыхание Амазонки, наводнения на реках Карпат, высыхание Арала.
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
Найти на карте природные зоны, распространены на Украине. Назвать их. Почему степи в Украине почти все распаханы?
Беседа
• Почему леса называют «легкими нашей планеты»?
• Какие районы суши являются поставщиками кислорода? Приведите примеры изменения человеком состава атмосферы.
• Приведите примеры, как лес защищает горы от разрушения.
• Почему животные пустынь ведут ночной образ жизни?
• Почему в тундре много болот и озер?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий раздел учебника.