География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 5. Географическая оболочка

 

Урок 58. Зональные и азональные природные комплексы. Экологические проблемы

 

Цель: систематизировать знания учащихся о закономерностях географической оболочки; сформировать у учащихся умения работать с картами природных зон; научить давать характеристики зональным и азональним природным комплексам; показать изменения в природе в результате хозяйственной деятельности людей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта природных зон, учебники, атласы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Задачи. Начертить схему взаимодействия природных компонентов в природном комплексе.

Беседа

• Что такое природный комплекс?

• Привести примеры природных комплексов.

• Назвать самый большой природный комплекс Земли.

• Какие части геосфери охватывает географическая оболочка?

• Назвать закономерности географической оболочки. Охарактеризовать одну из закономерностей.

• Какую географическую закономерность описал Чарльз Дарвин, когда сказал, что морской флот Англии держится на старых девах, имея в виду географический цепочку? Старые девы любят кошек - кошки ловят мышей - мыши разоряют гнезда шмелей - только шмели опыляют клевер - клевер является лучшей пашей для животных - всегда свежий бифштекс на флоте - сытые и здоровые матросы - основа мощного флота страны.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с тем, как формируются и размещаются природные комплексы.

 

ИV. Изучение нового материала

Беседа

• Что такое зональность?

• Почему почвы, растительный и животный мир меняются от экватора к полюсам?

Природные комплексы могут быть зональными и азональный.

Главный закон географии - закон широтной зональности. Он свидетельствует о закономерном изменении природных комплексов от экватора к полюсам. Зональность объясняет существование географических поясов. Географические пояса - это самые крупные зональные природные комплексы, закономерно изменяются от экватора к полюсам. Их названия совпадают с названиями климатических поясов.

Работа с картами

• По карте атласа назовите географические пояса.

• Почему названия географических поясов совпадают с названиями климатических поясов?

• Почему в некоторых местах пределы географических и климатических поясов не совпадают?

Работа со словарем. В составе географических поясов различают большие части с подобными климатическими условиями, растительным и животным миром, которые называются природными зонами.

• С помощью атласа назовите природные зоны каждого пояса.

• Что положено в основу выделения природных зон?

Каждая зона характеризуется определенным типом климата, почвенно-растительным покровом и животным миром. Растительность является наиболее выразительным компонентом, что указывает на изменение природных условий. На равнинах в распределении природных зон преобладает широтная зональность.

Работа с картой

• По карте атласа выяснить, какая природная зона занимает наибольшую площадь.

• Выяснить, какие природные зоны залегают сплошной полосой, а которые размещаются на окраинах материков.

• Почему некоторые природные зоны не имеют широтного простирания?

• Почему природные зоны сменяются от экватора к полюсам?

Задачи. За атласом и учебником составить таблицу «Природные зоны мира».

 

Природная зона

Географическое положение

Климат

Почвы

Растения

Животный мир

Арктические пустыни

 

 

 

 

 

Тундра и лесотундра

 

 

 

 

 

Тайга

 

 

 

 

 

Смешанные леса

 

 

 

 

 

Широколиственные леса

 

 

 

 

 

Лесостепь

 

 

 

 

 

Степь

 

 

 

 

 

Полупустыни и пустыни

 

 

 

 

 

Саванны

 

 

 

 

 

Экваториальные леса

 

 

 

 

 

 

Проблемные вопросы

• Материки и океан входят в состав географической оболочки как мелкие природные комплексы, но они выделяются как азональные природные комплексы. Как вы думаете, почему?

• В горах природные зоны изменяются с высотой. Почему?

• Впервые закон высотной поясности были сформулированы А. Гумбольдтом на примере Анд.

В природном комплексе все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одного компонента приводит к изменению всего комплекса.

Проблемные вопросы

• Что будет с природным комплексом болот, если высушить это болото?

• Что будет с лесом, если вырубать в нем деревья?

Так возникают экологические проблемы, которые связаны с нарушением связей в среде обитания всего живого. К таким проблемам относят: таяние ледников, высыхание Амазонки, наводнения на реках Карпат, высыхание Арала.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Найти на карте природные зоны, распространены на Украине. Назвать их. Почему степи в Украине почти все распаханы?

Беседа

• Почему леса называют «легкими нашей планеты»?

• Какие районы суши являются поставщиками кислорода? Приведите примеры изменения человеком состава атмосферы.

• Приведите примеры, как лес защищает горы от разрушения.

• Почему животные пустынь ведут ночной образ жизни?

• Почему в тундре много болот и озер?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий раздел учебника.