Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

УРОК 63

Тема. Экологические группы растений

 

Цель. Повторить информацию о среды обитания и факторы, влияющие на выработку у растений приспособлений; сформировать у учащихся понятие о основные экологические группы растений в зависимости от действия того или иного фактора среды, показать относительность приспособлений.

Основные понятия и термины: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые; холодостойкие и теплолюбивые; высшее водяная растительность, влаголюбивые, засухоустойчивые.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (объяснительная, контрольно-оценочная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (фронтальная беседа) и поисковые (эвристическая беседа).

Оборудование: изображения растений разных экологических групп (береза, сосна, плаун булавоподібний, кислица обыкновенная, ель, дуб, липа, сирень, мятлик, овсяница, земляники, элодея, ряска, кувшинки, росянка, кукушкин лен, бальзамин, наскальные лишайники, ковыль, типчак, кактусы, алоэ, молодило, ясень, клен, дуб).

Тип урока: комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

14

5.

Обобщение и систематизация изученного.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Групповая работа. Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает задание: за 5 минут сформулировать 10 вопросов о определенную наземную природную экосистему (тайгу, широколиственные леса, степи и пустыни). Через 5 минут группы по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Учитель отмечает, ученики самые активные, самые интересные вопрос. В конце подводит итоги и выставляет оценки.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Пояснительная беседа. Вы уже знаете, что растений очень много и они заселяют различные среды жизни. Вспомните, какие. В зависимости от условий существования у растений разных видов, которые растут в одинаковых условиях, вырабатываются схожие черты приспособления. Эти черты проявляются как во внешнем строении, так и в процессах, происходящих внутри растительного организма. Такие группы растений называют экологическими, поскольку говорят, что растения существуют в соответствующих совместных экологических условиях. Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые экологические группы растений, которые выделяют на основе их отношение к освещенности, тепла и влаги.

 

План

1. Экологические группы растений по отношению освещенности.

2. Отношение растений к температуре.

3. Отношение растений к влаге.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Экологические группы растений по отношению освещенности

1. Рассказ с элементами беседы. Вспомните из курса “Природоведение”, на какие группы делят растения по отношению света. В соответствии с потребностями в освещенности растения разделяют на светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых.

К светолюбивым видам принадлежат обитатели открытых, хорошо освещенных местообитаний. Как правило, они имеют хорошо развитую корневую систему, выше стебель по сравнению с видами, обитающими в тени, рассеченные листовые пластинки и т.д. (береза, сосна и др.).

Тенелюбивые растения развиваются по условиях недостаточного освещения и не терпят яркого света (плаун булавоподібний, кислица обыкновенная, ель). К ним относятся виды, размещенные в нижних ярусах фитоценоза, а также растения пещер, расщелин, скал, водных глубин, некоторые почвенные водоросли и т.д. Для тіньолюбів характерны: слабо развита корневая система, вытянутые междоузлия, достаточно широкие, тонкие, мягкие слоеные пластинки, образующие мозаику и т.д.

У теневыносливых растений (дуб, липа, сирень, мятлик, овсяница, земляники), которые могут расти как на открытых, хорошо освещенных местах, так и выдерживать определенную степень тени, наблюдаются приспособления, свойственные как світлолюбним, так и тіньолюбним видам.

 

Отношение растений к температуре

Какие растения растут в пустыне, тайге, высоко в горах? На какие группы делят растения по отношению к температуры? Виды, для существования которых оптимальной является низкая температура, называют холодостойкими. К ним относятся некоторые бактерии, лишайники, мхи, членистоногие и т.д. Они имеют определенные приспособления к существованию в условиях низких температур. Относительно растений, то к холодостойких относятся жители тундры, высокогорья. Для большинства из них характерно низкое стебель, который часто стелется по земле. В их клеточном соке накапливаются сахара, снижают точку замерзания цитоплазмы.

Теплолюбивыми называют растения, хорошо растут и развиваются в областях тропического, субтропического и умеренного поясов в условиях высоких температур. Отдельные части растения могут нагреваться до +60...+65 °С (иногда в течение длительного периода), например, наскальные лишайники. Наивысшая температура, при которой найдены живые организмы, в частности сине-зеленые водоросли, составляла до +85 °С в термальных водах. А некоторые бактерии выживают и при +88 °С. Высшие растения в термальных водах отсутствуют. В природе же уже при +40 °С большинство видов обнаруживают признаки подавленности. Которые приспособления имеют растения к жизни при высоких температурах? В процессе эволюции виды, живущие в местах с постоянно высокими температурами, приобрели целого ряда приспособлений. У них наблюдаются уменьшение поверхности листьев, появление волосков и эфирных железок и т.д.

 

Отношение растений к влаге

По отношению к влаге выделяют такие группы высших растений: высшая водная растительность, влаголюбивые и засухоустойчивые.

Высшая водная растительность - это растения, которые полностью или частично растут в воде (элодея, ряска, кувшинка) и вне водной средой существовать не могут.

Влаголюбивые растения существуют в условиях повышенной влажности на болотах, влажных почвах тенистых лесов и т.д. (росянка, кукушкин лен, бальзамин).

Засухоустойчивые растения населяют засушливые места и способны переживать сухие периоды (ковыль, типчак, кактусы). В высших растений засушливых местообитаний корневая система или способна проникать на значительную глубину (сосна обыкновенная, верблюжья колючка), что дает возможность использовать підґрунтові воды, или же хорошо разветвленная в поверхностных слоях почвы (кактусы), что обеспечивает эффективное впитывание влаги со значительной площади во время кратковременных дождей. У них уменьшается площадь листовых пластинок, кутикула утолщается, уменьшается количество устьиц, часто листья видоизменяются на иглы, чешуйки и т.п., а функцию фотосинтеза берет на себя зеленый стебель (кактусы, верблюжья колючка). Некоторые многолетние растения способны накапливать влагу в листьях (алоэ, молодило) или стеблях (кактусы) и потом ее экономно тратить (есть кактусы, способные запасать до 3 т воды).

Многолетние травяные растения переживают засушливый период в виде подземных видоизмененных побегов (корневищ, луковиц), тогда как их надземная часть отмирает. Деревья и кустарники уменьшают испарение в засушливый период, сбрасывая листья.

Промежуточное положение между влаголюбивыми и засухоустойчивыми принадлежит растениям, которые произрастают в условиях достаточного, но не избыточной увлажненности почв и могут переносить непродолжительную засуху: ясень, клен, дуб и др.

 

4. Обобщение и систематизация изученного.

1. Контрольно-оценочная беседа.

Что такое экологическая группа растений? Которые растения называют світлолюбними, тіньолюбними, теневыносливыми? На какие группы делят растения по отношению к теплу? Сравните холодостойкие и теплолюбивые растения. В чем их отличие? Какие растения образуют группу высших водных растений, влаголюбивых растений, засухоустойчивых?

2. Выполнение заданий практикума.

А) Объясните ситуацию. Представьте себе, что вы, гуляя в лесу, нашли очень красивое растение, которую захотели выкопать и посадить у себя на земельном участке возле дома. На какие вопросы вы должны найти ответ, прежде чем это сделать?

(Редкое это растение или нет? К которой экологической группе она принадлежит? Соответствуют ли условия вашего двора условиям, необходимым для роста этого растения?)

Б) Найдите растения, опираясь на знания об их приспособление к свету. Читать можно в разных направлениях.

 

В

В

Д

В

Г

И

В

А

Л

И

В

И

Н

В

Т

Г

Т

X

В

С

В

Г

В

Л

И

С

И

В

С

Т

Л

Л

И

И

Н

Е

В

П

В

И

Ю

Б

Н

И

Л

В

Л

Н

И

И

Н

С

В

И

Т

И

Ю

Б

И

К

X

В

Л

В

Д

В

С

Т

И

И

И

Т

П

Е

В

К

М

В

И

К

 

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.