РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 10. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
УРОК № 62. Эмбриональное развитие
Образовательная цель: изучить эмбриональный
развитие человека; углубить знания учащихся о онтогенез; рассмотреть этапы
эмбриогенеза и сходство зародышей всех хордовых на ранних стадиях развития.
Оборудование: таблица «Последовательные стадии эмбрионального развития позвоночных».
Основные понятия: эмбриогенез, плацента,
зародышевые листки, эмбрион, плод, пуповина.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Тесты с взаимопроверкой.
1. Гормон мужских половых желез:
а) эстрадиол;
б) тестостерон;
в) прогестерон.
2. Органы, в которых образуются
яйцеклетки:
а) яичка;
б) маточные трубы;
в) яичники.
3. В ядрах половых клеток человека
хромосом:
а) 46;
б) 23;
в) 44.
4. Яйцеклетка способна к
оплодотворение:
а) 12-14 ч.;
б) 2-4 суток;
в) 2-3 ч.
5. Во время сперматогенеза
образуются:
а) 4 яйцеклетки,
б) 1 яйцеклетка;
в) 4 сперматозоони.
6. Парный мышечный орган, по
помощью которого каждый яичник связан с маткой:
а) влагалище;
б) семявыносящих протоков пролив;
в) маточная труба.
7. Яичка относятся к железам:
а) внешней;
б) смешанной;
в) внутренней секреции.
8. Процесс образования мужских
половых клеток:
а) сперматогенез;
б) овогенез;
в) онтогенез.
9. Яйцеклетка оплодотворяется в:
а) яичнике;
б) маточной трубе;
в) матке.
10. Оплодотворение - это процесс, в
результате которого образуются:
а) зигота;
б) плод;
в) эмбрион.
Ответы: 1 - б; 2 - в; 3 - б; 4 -
а; 5 - в, 6 - в, 7 - б; 8 - а; 9 - б; 10 - а.
11. Изучение нового материала.
Работа в творческих группах.
Задания творческим группам.
Прочтите информацию о
эмбриональное развитие и дайте ответ на вопрос.
Группа 1. Что происходит после
образование зиготы?
Группа 2. Что такое плацента и как она
образуется?
Группа 3. Как развивается эмбрион и
плод?
Группа 4. В чем сходство в
зародышей позвоночных животных и человека?
Сообщения групп
Группа 1.
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
через 15 мин. подобная на одноклеточный организм, через 45 мин. - уже 4 клетки,
началось дробление. Теперь она похожа на вольвокс. На 4-5 день после оплодотворения
однослойный зародыш с маточным трубам попадает в матку. В течение двух дней он
свободно расположен в матке, а потом на 7-й день после оплодотворения погружается
в ее слизистую оболочку и прикрепляется к ней.
Группа 2.
Плацента (детское место) - орган,
связывает плод с организмом матери во время внутриутробного развития. В
образовании плаценты участвуют слизистая оболочка матки и зародышевые оболочки.
В конце второго месяца внутриутробного развития ворсинки наружной
зародышевой оболочки разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую оболочку
матки, густо пронизанную кровеносными сосудами.
Плацента - дискообразный образование,
прочно прикреплен к оболочке матки. Это плодный период. С четвертого месяца
беременности плацента выполняет роль железы внутренней секреции, выделяя
гормоны, сохраняющие плод, способствуют нормальному течению беременности.
Через плаценту плод получает питательные
вещества, кислород, выделяются продукты обмена и углекислый газ. Плацента
защищает плод от действия негативных факторов (плацентарный барьер).
Кровь матери не смешивается с кровью
плода.
Группа 3.
Зародыш быстро развивается, с
зародышевых клеток возникают зародышевые листки, потом части тела, системы
органов, органы, ткани. Два месяца внутриутробного развития зародыш или
эмбрион, а с девятой недели до момента рождения - плод. Плод имеет
околоплодные воды, которые заполняют пространство между плодом и внутренней плодовой оболочкой.
Функции околоплодных вод: движение, защита и развитие плода.
Пуповина в виде шнуроподібного
органа идет от плаценты и соединяющий плод с материнским организмом. Через нее
происходит дыхания и питания.
Группа 4.
Сравниваем стадии эмбрионального
развития позвоночных и человека (используя таблицу).
На первых двух стадиях развитие
зародыша идентичен у рыбы, ящерицы, курицы, шимпанзе и человека. У человека можно
видеть и жаберные щели, и хвостовую часть тела. Лишь на последних стадиях
можно заметить разницу, которая увеличивается до рождения. Таким образом, мы можем
сделать вывод, что эмбриогенез - краткое повторение исторического развития, и
все позвоночные имеют одного общего предка.
III. Закрепление знаний учащихся.
Заполнение таблицы.
Характерные особенности эмбриогенеза
человека
Зародыш
|
Месяца
|
Характеристики
|
Размеры, см
|
Масса, г
|
1-й
|
Начинает сокращаться сердце. Первые
признаки позвоночника и головного мозга
|
0,75
|
2-3
|
2-й
|
Исчезает хвост. Вырисовывается
лицо. Сформированы зачатки всех будущих органов
|
3
|
5-8
|
Плодный период
|
3-й
|
Плод начинает приобретать вид
человека, хотя голова его очень большая
|
10-15
|
18-20
|
4-й
|
Четко дифференцирована пол,
начинается окостенение черепа, осуществляются слабые дыхательные движения
|
21
|
120
|
5-й
|
Мать ощущает движения плода.
Прослушивается сердцебиение, дыхательные движения. Формируется нервная система
|
25-27
|
300
|
6-й
|
Все внутренние органы достаточно
сформированы. Активность плода значительно увеличивается, он делает в среднем
от 20 до 60 движений за 30 минут. Костный мозг начинает вырабатывать
эритроциты.
|
31-33
|
800-900
|
7-й
|
У плода пробуждаются ощущения,
он уже способен слышать, появляется вкус. Плод становится жизнеспособным и может выжить
в условиях интенсивной терапии
|
39-40
|
1300-1400
|
8-й
|
Основные органы плода уже полностью
сформированы. Легкие готовы к выполнению дыхания. Сердце бьется часто: 120 -
140 ударов за минуту. Плод приобретает определенного положения перед родами (вниз
головой)
|
Около 15
|
2200-2400
|
9-й
|
К концу месяца плод сформирован
и направлен к тазу матери. Он готов к рождению.
|
48-51
|
3000-3500
|
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.