Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 10. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

УРОК № 62. Эмбриональное развитие

 

Образовательная цель: изучить эмбриональный развитие человека; углубить знания учащихся о онтогенез; рассмотреть этапы эмбриогенеза и сходство зародышей всех хордовых на ранних стадиях развития. Оборудование: таблица «Последовательные стадии эмбрионального развития позвоночных».

Основные понятия: эмбриогенез, плацента, зародышевые листки, эмбрион, плод, пуповина.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

Тесты с взаимопроверкой.

1. Гормон мужских половых желез:

а) эстрадиол;

б) тестостерон;

в) прогестерон.

2. Органы, в которых образуются яйцеклетки:

а) яичка;

б) маточные трубы;

в) яичники.

3. В ядрах половых клеток человека хромосом:

а) 46;

б) 23;

в) 44.

4. Яйцеклетка способна к оплодотворение:

а) 12-14 ч.;

б) 2-4 суток;

в) 2-3 ч.

5. Во время сперматогенеза образуются:

а) 4 яйцеклетки,

б) 1 яйцеклетка;

в) 4 сперматозоони.

6. Парный мышечный орган, по помощью которого каждый яичник связан с маткой:

а) влагалище;

б) семявыносящих протоков пролив;

в) маточная труба.

7. Яичка относятся к железам:

а) внешней;

б) смешанной;

в) внутренней секреции.

8. Процесс образования мужских половых клеток:

а) сперматогенез;

б) овогенез;

в) онтогенез.

9. Яйцеклетка оплодотворяется в:

а) яичнике;

б) маточной трубе;

в) матке.

10. Оплодотворение - это процесс, в результате которого образуются:

а) зигота;

б) плод;

в) эмбрион.

Ответы: 1 - б; 2 - в; 3 - б; 4 - а; 5 - в, 6 - в, 7 - б; 8 - а; 9 - б; 10 - а.

11. Изучение нового материала.

Работа в творческих группах.

Задания творческим группам.

Прочтите информацию о эмбриональное развитие и дайте ответ на вопрос.

Группа 1. Что происходит после образование зиготы?

Группа 2. Что такое плацента и как она образуется?

Группа 3. Как развивается эмбрион и плод?

Группа 4. В чем сходство в зародышей позвоночных животных и человека?

Сообщения групп

Группа 1.

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) через 15 мин. подобная на одноклеточный организм, через 45 мин. - уже 4 клетки, началось дробление. Теперь она похожа на вольвокс. На 4-5 день после оплодотворения однослойный зародыш с маточным трубам попадает в матку. В течение двух дней он свободно расположен в матке, а потом на 7-й день после оплодотворения погружается в ее слизистую оболочку и прикрепляется к ней.

Группа 2.

Плацента (детское место) - орган, связывает плод с организмом матери во время внутриутробного развития. В образовании плаценты участвуют слизистая оболочка матки и зародышевые оболочки. В конце второго месяца внутриутробного развития ворсинки наружной зародышевой оболочки разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую оболочку матки, густо пронизанную кровеносными сосудами.

Плацента - дискообразный образование, прочно прикреплен к оболочке матки. Это плодный период. С четвертого месяца беременности плацента выполняет роль железы внутренней секреции, выделяя гормоны, сохраняющие плод, способствуют нормальному течению беременности.

Через плаценту плод получает питательные вещества, кислород, выделяются продукты обмена и углекислый газ. Плацента защищает плод от действия негативных факторов (плацентарный барьер).

Кровь матери не смешивается с кровью плода.

Группа 3.

Зародыш быстро развивается, с зародышевых клеток возникают зародышевые листки, потом части тела, системы органов, органы, ткани. Два месяца внутриутробного развития зародыш или эмбрион, а с девятой недели до момента рождения - плод. Плод имеет околоплодные воды, которые заполняют пространство между плодом и внутренней плодовой оболочкой. Функции околоплодных вод: движение, защита и развитие плода.

Пуповина в виде шнуроподібного органа идет от плаценты и соединяющий плод с материнским организмом. Через нее происходит дыхания и питания.

Группа 4.

Сравниваем стадии эмбрионального развития позвоночных и человека (используя таблицу).

На первых двух стадиях развитие зародыша идентичен у рыбы, ящерицы, курицы, шимпанзе и человека. У человека можно видеть и жаберные щели, и хвостовую часть тела. Лишь на последних стадиях можно заметить разницу, которая увеличивается до рождения. Таким образом, мы можем сделать вывод, что эмбриогенез - краткое повторение исторического развития, и все позвоночные имеют одного общего предка.

III. Закрепление знаний учащихся.

Заполнение таблицы.

 

Характерные особенности эмбриогенеза человека

 

Зародыш

Месяца

Характеристики

Размеры, см

Масса, г

1-й

Начинает сокращаться сердце. Первые признаки позвоночника и головного мозга

0,75

2-3

2-й

Исчезает хвост. Вырисовывается лицо. Сформированы зачатки всех будущих органов

3

5-8

Плодный период

3-й

Плод начинает приобретать вид человека, хотя голова его очень большая

10-15

18-20

4-й

Четко дифференцирована пол, начинается окостенение черепа, осуществляются слабые дыхательные движения

21

120

5-й

Мать ощущает движения плода. Прослушивается сердцебиение, дыхательные движения. Формируется нервная система

25-27

300

6-й

Все внутренние органы достаточно сформированы. Активность плода значительно увеличивается, он делает в среднем от 20 до 60 движений за 30 минут. Костный мозг начинает вырабатывать эритроциты.

31-33

800-900

7-й

У плода пробуждаются ощущения, он уже способен слышать, появляется вкус. Плод становится жизнеспособным и может выжить в условиях интенсивной терапии

39-40

1300-1400

8-й

Основные органы плода уже полностью сформированы. Легкие готовы к выполнению дыхания. Сердце бьется часто: 120 - 140 ударов за минуту. Плод приобретает определенного положения перед родами (вниз головой)

Около 15

2200-2400

9-й

К концу месяца плод сформирован и направлен к тазу матери. Он готов к рождению.

48-51

3000-3500

 

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.