Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 10. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

УРОК 61. Оплодотворение

 

Образовательная цель: углубить знания о оплодотворения; изучить вопрос генетического определения пола; рассмотреть вопрос искусственного оплодотворения человека.

Оборудование: самодельный плакат «Оплодотворение».

Основные понятия: оплодотворение, хромосомы, гены, хромосомный набор, контрацепция, методы контрацепции.

Структура урока, основное содержание и методы урока

I. Актуализация опорных знаний.

Интерактивная методика «Микрофон».

Ставим вопрос. Даем ученикам класса любой предмет (ручку, карандаш и т.п.), который будет служить как микрофон.

Ученики будут передавать его друг одному, по очереди беря слово. Предоставляется слово только тому, кто получает мнимый микрофон. Ученики должны говорить лаконично и быстро. Ответа не оцениваются и не комментируются.

Вопрос:

- Что такое менструальный цикл?

- Как формируются мужские половые клетки?

- Как формируются женские половые клетки?

II. Изучение нового материала.

1. Оплодотворения. (Рассказ учителя).

Интерактивная методика «Мозговой штурм»

 

 

Жизнь каждого человека начинается с слияние двух половых клеток яйцеклетки и сперматозоона. В результате слияния образуется зигота (оплодотворенная яйцеклетка). Половые клетки, или гаметы, имеют гаплоидный набор хромосом - 23. Когда сливаются яйцеклетка и сперматозоони, то восстанавливается диплоидный набор хромосом.

 

 

2. Сообщения учащихся о методах контрацепции.

а) Механические методы.

Презерватив (кондом - назван в честь английского врача Кондома) изготавливается из резины. Известен с XIV в. Тогда, очевидно, презервативы изготавливались из кишок животных. В начале XXI ст. появились и женские презервативы.

Колпачки шеечные (Кафка) - диафрагмы алюминиевые или резиновые, их одевают на шейку матки. Перед менструацией снимают. 97% безопасности не забеременеть.

BMC - спираль 1,5 см, вводится в матку женщины. Спираль находится в матке 3-5 лет, что препятствует имплантации. Дают 98% безопасности.

б) Химические и циклические методы контрацепции. (Рассказ учителя).

Химические методы заключаются в использовании таблеток, паст-кремов, что за 10-30 мин. до полового акта вводятся во влагалище. Среда, которая создается, становится непригодным для движения сперматозоонів. Примерно 96% гарантии избежать нежелательной беременности.

Тоже можно использовать таблетки (оральные контрацептивы), которые начинают принимать с 1-го или 5-го дня цикла. Однако они имеют негатив, потому что среди оральных средств являются гормональные. Дают до 98% гарантии не забеременеть.

После полового акта можно использовать спринцевание марганцовкой (розового цвета), растворенная в воде, 2 ст. ложки уксуса на 1 л воды или 2 ч. л. борной кислоты на 1 л воды. Дает 70% гарантии не забеременеть.

в) Календарный метод. Основывается на фазах менструального цикла. Необходимо вести календарь месячных циклов - начала и конца менструации. Наиболее вероятные дни, чтобы забеременеть - это 13-14-й день цикла (+3 дня).

г) Метод учета температуры тела. За день до овуляции t°C тела поднимается до 37, ГС.

Итак, для того, чтобы дать 100% гарантию, что женщина не забеременеет, необходимо использовать несколько методик.

3. Искусственное оплодотворение у человека. (Рассказ учителя).

Еще в XVI11 в. было впервые осуществлено искусственное оплодотворение женщины. Английский ученый Г. Эдвардс получил живую яйцеклетку человека и осуществил искусственное оплодотворение в пробирке, обеспечив развитие зиготы на ранних стадиях формирования зародышевого пузырька, а потом пересадил его в матку женщины. После вынашивания родился здоровый ребенок.

Искусственное оплодотворение у животных используется для получения потомства с ценными наследственными признаками. Для решение этой проблемы используют методы пересадки от животных-доноров к животных реципиентов, которые вынашивают малышей. В наше время созданы банки спермы животных (первые - в 1950 p.), и банки спермы людей, которые можно использовать с целью искусственного оплодотворения.

Тоже был создан банк спермы нобелевских лауреатов. Даже нашлись добровольцы - женщины, которые согласились выносить детей из пробирки. Однако супердітей не получили.

III. Закрепление знаний учащихся.

Интерактивная методика «Карусель»

Ученики сидят в два круга лицом к лицо. Сначала задают вопросы ученики во внешнем круге, а затем в внутреннем. По команде учителя ученики внешнего круга движутся, собирая информацию.

Вопрос:

1. Аборт - прерывание беременности хирургическим путем. Какой способ контрацепции выбрали бы вы и почему?

2. Как вы относитесь к запрету абортов в некоторых государствах?

IV. Домашнее задачи.

Изучить соответствующую тему с учебника.