РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 10. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
УРОК 61. Оплодотворение
Образовательная цель: углубить знания о
оплодотворения; изучить вопрос генетического определения пола; рассмотреть вопрос
искусственного оплодотворения человека.
Оборудование: самодельный плакат
«Оплодотворение».
Основные понятия: оплодотворение,
хромосомы, гены, хромосомный набор, контрацепция, методы контрацепции.
Структура урока, основное содержание и
методы урока
I. Актуализация опорных знаний.
Интерактивная методика «Микрофон».
Ставим вопрос. Даем ученикам класса
любой предмет (ручку, карандаш и т.п.), который будет служить как микрофон.
Ученики будут передавать его друг
одному, по очереди беря слово. Предоставляется слово только тому, кто получает мнимый
микрофон. Ученики должны говорить лаконично и быстро. Ответа не оцениваются и не
комментируются.
Вопрос:
- Что такое менструальный цикл?
- Как формируются мужские половые
клетки?
- Как формируются женские половые
клетки?
II. Изучение нового материала.
1. Оплодотворения. (Рассказ учителя).
Интерактивная методика «Мозговой
штурм»
Жизнь каждого человека начинается с
слияние двух половых клеток яйцеклетки и сперматозоона. В результате слияния
образуется зигота (оплодотворенная яйцеклетка). Половые клетки, или гаметы,
имеют гаплоидный набор хромосом - 23. Когда сливаются яйцеклетка и
сперматозоони, то восстанавливается диплоидный набор хромосом.
2. Сообщения учащихся о методах
контрацепции.
а) Механические методы.
Презерватив (кондом - назван в
честь английского врача Кондома) изготавливается из резины. Известен с XIV в.
Тогда, очевидно, презервативы изготавливались из кишок животных. В начале XXI ст.
появились и женские презервативы.
Колпачки шеечные (Кафка) - диафрагмы
алюминиевые или резиновые, их одевают на шейку матки. Перед менструацией снимают.
97% безопасности не забеременеть.
BMC - спираль 1,5 см, вводится в матку
женщины. Спираль находится в матке 3-5 лет, что препятствует имплантации. Дают
98% безопасности.
б) Химические и циклические методы
контрацепции. (Рассказ учителя).
Химические методы заключаются в
использовании таблеток, паст-кремов, что за 10-30 мин. до полового акта вводятся
во влагалище. Среда, которая создается, становится непригодным для движения
сперматозоонів. Примерно 96% гарантии избежать нежелательной беременности.
Тоже можно использовать таблетки
(оральные контрацептивы), которые начинают принимать с 1-го или 5-го дня цикла.
Однако они имеют негатив, потому что среди оральных средств являются гормональные. Дают до 98%
гарантии не забеременеть.
После полового акта можно
использовать спринцевание марганцовкой (розового цвета), растворенная в воде,
2 ст. ложки уксуса на 1 л воды или 2 ч. л. борной кислоты на 1 л воды. Дает 70%
гарантии не забеременеть.
в) Календарный метод. Основывается на
фазах менструального цикла. Необходимо вести календарь месячных циклов - начала
и конца менструации. Наиболее вероятные дни, чтобы забеременеть - это 13-14-й день цикла
(+3 дня).
г) Метод учета температуры
тела. За день до овуляции t°C тела поднимается до 37, ГС.
Итак, для того, чтобы дать 100%
гарантию, что женщина не забеременеет, необходимо использовать несколько методик.
3. Искусственное оплодотворение у человека.
(Рассказ учителя).
Еще в XVI11 в. было впервые осуществлено
искусственное оплодотворение женщины. Английский ученый Г. Эдвардс получил живую
яйцеклетку человека и осуществил искусственное оплодотворение в пробирке, обеспечив
развитие зиготы на ранних стадиях формирования зародышевого пузырька, а потом
пересадил его в матку женщины. После вынашивания родился здоровый ребенок.
Искусственное оплодотворение у животных
используется для получения потомства с ценными наследственными признаками. Для
решение этой проблемы используют методы пересадки от животных-доноров
к животных реципиентов, которые вынашивают малышей. В наше время созданы банки спермы
животных (первые - в 1950 p.), и банки спермы людей, которые можно использовать
с целью искусственного оплодотворения.
Тоже был создан банк спермы
нобелевских лауреатов. Даже нашлись добровольцы - женщины, которые согласились
выносить детей из пробирки. Однако супердітей не получили.
III. Закрепление
знаний учащихся.
Интерактивная методика «Карусель»
Ученики сидят в два круга лицом к
лицо. Сначала задают вопросы ученики во внешнем круге, а затем в
внутреннем. По команде учителя ученики внешнего круга движутся, собирая
информацию.
Вопрос:
1. Аборт - прерывание беременности
хирургическим путем. Какой способ контрацепции выбрали бы вы и почему?
2. Как вы относитесь к запрету
абортов в некоторых государствах?
IV. Домашнее
задачи.
Изучить соответствующую тему с
учебника.