Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 2 ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

2.7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОСТАВКИ И ТРАНЗИТА СЫРОЙ НЕФТИ

Государственная политика в сфере поставки и транзита сырой нефти утверждена распоряжением КМУ от 5 апреля 2002 г. № 187-р.

Общая часть

Важной задачей предприятий нефтегазового комплекса является обеспечение транспортировка сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы Украины и ее транзит в других европейских стран.

Благодаря географическому и геополитическому положению Украины, через территорию которой осуществляется транспортировка сырой нефти из центральноазиатских и прикаспийских государств, вопросы транзитной транспортировки сырой нефти является приоритетным. Украина имеет все необходимые предпосылки для надежного поставки сырой нефти на нефтеперерабатывающие предприятия, расположенные на ее территории, и получения значительной суммы средств от функционирования транзитных нефтетранспортных коридоров.

  Основными задачами Концепции являются:

• определение направлений повышения энергетической безопасности государства путем диверсификации источников поставок сырой нефти на нефтеперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Украины, и создание условий для надежного и эффективного функционирования и развития международных нефтетранспортных коридоров, утверждение украинской составляющей на

западноевропейском рынка нефтетранспортных услуг с целью повышения энергетической безопасности Европы и мира;

• формирование новых принципов функционирования нефтетранспортной системы Украины в условиях жесткой конкуренции в сфере транзита сырой нефти на европейский и другие рынки, в том числе обеспечение эффективной коммерческой эксплуатации украинского маршрута Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора;

• обеспечение системного подхода в создании условий для стабильного функционирования нефтетранспортной системы Украины и ее дальнейшего развития;

• определение принципов и механизмов интеграции нефтетранспортной системы Украины в общеевропейскую сеть нефтепроводов;

• обеспечение участия Украины в международной кооперации по вопросам коллективной энергетической безопасности и внедрения в ее деятельность основных принципов международного сотрудничества, в том числе определенных в Договоре к Энергетической Хартии;

• определение основных направлений эффективной внешней политики по вопросам транзита сырой нефти дня обеспечения энергетических потребностей Европы и дальнейшего ее транспортировки на мировой рынок.

  Состояние нефтетранспортной системы и основные направления повышения ее эффективности

Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории Украины на начала 2002 года составила 3894 километров с пропускной способностью до 100 млн. тонн нефти в год на входе и 66 млн. тонн в год на выходе. На нефтепроводах действует 37 нефтеперекачивающих станций общей мощностью 550 тыс. киловатт. Общая емкость резервуарного парка составляла около 800 тыс. куб. метров. За последние годы объем транспортировки сырой нефти по магистральным нефтепроводам составлял в среднем 64-66 млн. тонн нефти в год, из них транзит - 53-55 млн тонн.

В 2001 году завершено строительство нефтепроводной системы Одесса-Броды длиной 674 километров и проектной мощностью 9-14,5 млн. тонн нефти в год, с объемом резервуарного парка 200 тыс. куб. метров. Дальнейшее развитие нефтепроводной системы Одесса-Броды позволит увеличить объем перекачки сырой нефти до 45 мпн. тонн в год.

На сегодня неполное использование мощностей нефтетранспортной системы (менее чем 50 процентов) обусловлено низким уровнем загрузки нефтеперерабатывающих предприятий на территории Украины и соседних государств и введением в 2001 году в эксплуатацию обходного российского нефтепровода Суходольная - Радіонівська.

Обеспечения деятельности и развития нефтепроводной системы Украины обусловливает более жесткие требования к надежности и безопасности функционирования.

Большинство действующих нефтепроводов на 90 процентов отработали свой амортизационный срок. Сейчас работает около 45 процентов физически и морально устаревших систем автоматического управления и связи. Период эксплуатации нефтеперекачивающих станций составляет 20-40 лет. На время проектирования и строительства объектов нефтепроводов техническое оснащение насосных станций и линейной части нефтепроводов и резервуарных парков соответствовало тогдашним нормативным требованиям и техническому уровню, однако в течение срока эксплуатации часть оборудования исчерпала свой ресурс и неоднократно подвергались текущему и капитальному ремонта.

Значительная часть энергетического оборудования - трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередач, коммутационная аппаратура, аппаратура релейной защиты, средства автоматики, телемеханики и связи и станции электрохимической защиты требуют замены или модернизации.

Износ насосного парка составляет в среднем 75 процентов, большинство электродвигателей магистральных насосов - 50-100 процентов.

Обеспечение надежной работы нефтетранспортной системы требует значительных капитальных вложений. Ежегодно на ремонт, модернизацию и реконструкцию нефтепроводов необходимо направлять 400 млн. гривен (в ценах 2001 года).

Надежная и безопасная эксплуатация нефтетранспортной системы и ее дальнейшее развитие требуют внедрения новых подходов в сфере государственного регулирования в нефтетранспортной отрасли и обеспечения диверсификации источников поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы.

Введение с 1999 года дополнительного обязательного платежа - отчисления от платы за транспортировку нефти, имея целью достижения временных финансовых целей, не учитывало стратегию развития нефтетранспортной системы. Это решение негативно повлияло на конкурентоспособность украинских нефтетранспортных маршрутов и ограничило возможность направления средств на сохранение потенциала и модернизацию нефтетранспортной системы, что необходимо учесть во время формирование государственного бюджета на следующие годы и доработки проекта Налогового кодекса Украины. Поэтому сохранение потенциала нефтетранспортной системы и обеспечения ее развития требует соответствующей поддержки

с стороны государства, в том числе в части сочетания процессов приватизации в нефтетранспортной отрасли с государственной стратегией ее развития.

Основой повышения эффективности нефтетранспортной системы является ее модернизация, совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности этой системы, определение основных стратегических направлений развития, участие в международном сотрудничестве, горизонтальная международная интеграция как выход на новые международные рынки и вертикальная международная интеграция как структурная реорганизация для привлечения транснациональных стратегических инвесторов.