Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел IV

Культура Украины в ХVIIVIII вв.

 

ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ В XVIII СТ.

 

Во второй половине XVIII в. культурный процесс и культурное развитие украинского народа значительно активизировались, собственно XVIII в. стало периодом большого культурного подъема в обществе произошло социальное размежевание и начался естественный процесс формирования культурных блоков - феодального класса и народных масс.

В Украине наблюдается относительно высокий по сравнению с Россией уровень грамотности. Во многих селах функционируют школы, где учатся дети старшины, казаков и крестьян. Так, на Слобожанщине была 131 трехлетняя церковно школа.

Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киевской коллегии (с 1701 г. - Академия). Киево-Могилянская академия была первым и лучшим по значению высшим учебным заведением Украины. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты Академии продолжали обучение, что было нормой, в ведущих европейских учебных заведениях. Из нее вышло немало талантливых и одаренных государственных деятелей, ученых, писателей и художников: Ф. Прокопович, Г. Сковорода, Г. Березовский, Д.Бортнянський, И. Григорович-Барский, Н. Згурский, О.Шумлянський и др. Академия имела большую библиотеку, которая в конце XVIII в. насчитывала около 10 тысяч томов по различным отраслям знаний на всех европейских языках, которыми свободно владели студенты.

Социальное положение студентов был достаточно разный - от детей состоятельных семей детей мещан. Многие воспитанники стали преподавателями различных учебных заведений Украины, Болгарии, России, Сербии, Черногории, Чехии и других стран Европы и Азии.

В Академии кроме научных исследований развивались искусства. Одними из самых популярных стали театральные представления; авторами пьес, режиссерами и актерами были преподаватели и студенты Академии. Они сыграли важную роль в зарождении украинского театра. Обязательной дисциплиной для всех слушателей было изучение поэтики и музыки, а любовь к хоровому пению украинцев общеизвестна, поэтому и при Академии работали большой сводный хор и оркестр. Театр, хор и оркестр зажили популярности среди киевлян. Академия стала образцом для учебных заведений Украины. По ее типу открывают коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове. Так, в частности, Харьковская коллегия в 1727 г. в начале своей деятельности становится центром образования Слобожанщины; здесь обучалось около 500 студентов, выкладывались инженерные науки, геодезия, география, артиллерийская дело, иностранные языки.

Украинская старшина, понимая роль и значение образования для развития нации, настоятельно возбуждала ходатайство перед царским правительством об открытии в Украине высших учебных заведений - университетов. Однако эти ходатайства игнорировались.

На Правобережной Украине и в западнославянских землях развития образования и науки мешало иностранное господство. Польские реакционные круги всячески препятствовали украинскому направлению Львовского университета, единственного высшего учебного заведения в Галичине, но активно поддерживались иезуитские коллегии и униатские школы во Львове, Луцке, Виннице, Баре и других городах, которые имели ярко выраженный польско-католический характер.

На Буковине состояние было еще хуже. По турецкого владычества здесь не было почти ни одной школы, а с приходом австрийцев открыто лишь несколько, но преподавание велось преимущественно на румынском и немецком языках. В Закарпатье при активной политике мадьяризации работала небольшая количество церковно-униатских школ, где преподавание велось на языке “русской”. I только в конце XVIII в. в Мукачево был открыт семинарию.

В районах центральной Украины научными центрами стали Киев, Харьков, позже Одесса. Несмотря на 30-летние репрессии после мазепинского выступления, Академия продолжала свои научные традиции. Начиная с 1844 г. она активно работает; много сил и энергии к этому приложили Д. Апостол и митрополит Г. Заборовский. Очередное свое возвышение Академия пережила в период гетмана К.разумовского. Здесь работали профессора Г. Конисский, Ю.Щербацький, М. Максимович, Д. Нищинский, С. Ляскоронский. По словам О. Оглоблина, они сделали бы честь каждому западноевропейском университету. Всего за 150 лет существования Академии в ней обучалось около 25 тысяч украинцев, из ее стен вышла большая часть сознательной украинской интеллигенции, которая в XVIII в. занимала все правительственные места, подготовила национальное возрождение XIX в.

Научная мысль Украины активизировалась благодаря деятельности известного философа и просветителя Ф. Прокоповича. Он одним из первых принес в украинскую научную школу лучшие достижения философской научной и мировоззренческой системы Европы. Он вводит в научный и учебный оборот Академии философские взгляды Г. Декарта, Дж. Локка, Ф. Бэкона, новейшие астрономические исследования, в частности Г. Галилея. Активно борется со схоластикой в чтении курсов, а после переезда в России становится проповедником и идеологом абсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Его последователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода. Он декларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность, равенство народов, людей независимо от их социального происхождения, мотивируя тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь до идеального общества он видел в воспитании нового человека через самопознание, через труд. Он был пропагандистом материалистических положений, где практика была основой познания, а вера в безграничные возможности человеческого разума открывала ему все пути. Г. Сковороде были присущи идеалистические концепции, которые нашли выражение в попытке дуалистической позиции видения человека, что объединяет телесное, то есть материальное, и внутреннее, божественное.

Большой вклад, не меньший, чем в философию, Г. Сковорода сделал в литературу. Он написал много песен, которые широко разошлись в народе, басен, где высмеивал погоню дворян с титулами и другие человеческие пороки. И одна из величайших заслуг художника заключается в том, что он первый начал в литературном процессе пользоваться живым украинским языком. Его философское наследие, литературные произведения оказали особое влияние на следующие поколения, развитие общественно-политической мысли, формирование сознания украинского народа.

Исторические произведения, которые выходят в первой половине XVIII ст., генетически связывают период Гетманщины с княжеской эпохе, правда, здесь больше романтических домыслов и мифологии. Самыми значительными из них являются “Краткое описание Малороссии” (1730), произведения Г. Покаса “Описание о Малой России” (1751), П. Симоновського “Краткое описание о козацком малороссийском народе” (1765), С. Лукомского “Собрание историческое” (1770). Наибольшая ценность всех этих произведений в потому, что их авторы доказывают: украинский народ - это единая общность, которая имеет глубокие исторические корни.

Отсутствие военных конфликтов, высокий социальный статус дали возможность украинской старшине, а особенно ее детям, уже в XVIII в. получить высокое и блестящее образование в украинских, российских и европейских учебных заведениях. Многие из них начали вести свои хроники, дневники, которые стали интересными документами эпохи. На особое внимание заслуживают “Дневник Петра Апостола” (1725-1727), “Дневник” (1735-1740) генерального казначея Я. Марковича. Научную и познавательную ценность имеет “Дневник” генерального хорунжего М. Ханенко, современника гетманов И. Скоропадского, П. Полуботка и Д. Апостола.

В XVIII в. между украинской старшиной и российской администрацией за несовершенства законодательной базы возникла конфликтная ситуация. Она требовала разработки переходной системы, работу над которой возглавил гетман И. Скоропадский. Он созывает комиссию из украинских правоведов, чтобы сделать перевод, упорядочить и приспособить к местным особенностям Литовский Статут - “Саксон” и “Порядок”. Несмотря на активную и плодотворную деятельность комиссии, работу не было завершено. Комиссии в 1734 г. было дано распоряжение сделать перевод “Прав, по которым судится малороссийский народ”. Комиссия должна была внести поправки, сократить действующие законы и составить “Кодекс” - проект свода новых законов для Украины. Труд был завершен в 1743 г.

Однако “Кодекс” задержал генерал-губернатор Д. Бибиков, затем сенат и лишь в 1756 г. его получил гетман К. Разумовский. Он созвал комиссию из представителей генеральной и полковой старшины. Однако в 1759 г. “Кодекс” вновь не был утвержден. Гетман в 1763 г. созвал на совет старейшин из 150 наиболее выдающихся представителей казачества, но и на этот раз преимущество было предоставлено Литовскому Уставу, “Кодекс” так и не был утвержден.

В комиссии, работавшей над Уставу, входило 49 человек. Это были лучшие правоведы Украины того времени: В. Стефанович, М.Ханенко, Ф. Чуйкович, Н. Нечай, Л. Филевич и др.

Этот документ засвидетельствовал наличие в Украине высококвалифицированного правоведческого кадрового потенциала и, собственно говоря, украинской правоведческой школы.