Урок 62
Тема. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Употребление прилагательных в переносном значении. Составление поздравления
Цель: закрепить знания о прилагательное; активизировать словарный запас учащихся путем подбора слов, близких и противоположных по значению, употребление прилагательных в переносном значении; развивать связную речь учащихся; воспитывать доброжелательность и уважение для традиций народа.
Оборудование: различные виды поздравительных открыток.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 273)
- Прочитайте предложения, которые вы записали.
- Какие вопросы вы задали названий - признаков предметов? Приведите примеры.
2. Минутка чистопису
Св ви аз свежий
- Подберите с этими буквосочетаниями слова - признаки предметов. (Светлый, вечный, сказочный, газетная, ветреный, праздничный)
- Разделите три слова (по выбору) для переноса различными способами.
- К которому вы слова можете подобрать противоположное по значению?
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы и вчитимемось подбирать близкие и противоположные по значению признаки предметов. Также повторим изученное о слова - названия признаков. А еще составим новогоднее поздравление и запишем его на открытку.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 274)
- Прочитайте текст. Замените в нем названия признаков другими, противоположными по значению.
- Запишите текст, образовавшийся.
- С помощью вопросов устно установите связь между словами в первом предложении.
2. Работа в парах (упражнение 276)
- Прочтите.
- Объясните маленькому Коле, что означает в этом предложении слово сырая. Подберите к нему слова близкий и противоположное по значению. (Влажная; сухая)
3. Самостоятельная работа (упражнение 275)
- Прочтите. В представленных названий признаков подберите по образцу противоположные по значению и запишите.
4. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 277)
- Прочитайте текст за лицами.
- О чем вы узнали из прочитанного? Ответьте письменно.
- Из второго предложения выпишите слово, правописание которого надо запомнить.
2. Комментируемое письмо (упражнение 278)
- В представленных названий предметов допишите названия признаков мелкий или мелкий соответственно содержанию.
- До слов мелкий и очень мелкий подберите слова, противоположные по значению. (Мелкий - крупный, большой; мелкий - глубокий)
3. Развитие связной речи (упражнение 279)
После беседы с учениками о новогодний праздник они выбирают открытку, которую будут подписывать.
- Прочитайте поздравительную открытку на с. 126.
- По образцу этой открытки составить поздравление другу или подруге.
Дорогой Валерику!
С Новым годом!
Хороших тебе успехов в учебе.
Крепкого здоровья!
Веселых зимних каникул.
Твоя подружка Светочка
- Напишите поздравление на открытку.
- Проверьте, нет ли ошибок.
- Подарите свою открытку другу или подруге, которых вы хотите поздравить с праздником.
VI. Итог урока
- На какие вопросы отвечают слова - названия признаков?
- С какими словами в предложении связываются слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое? какие?
- Что на уроке больше всего понравилось?