СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 62
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 24. ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ. СУБСИДИЯ, ВАУЧЕР, ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ
Цель: обобщить и систематизировать знания об официально-деловой стиль и деловое общение, ознакомить учащихся с назначением и особенностями указанных них в теме документов; развивать логическое мышление, память и речь; продолжать работу по совершенствованию устной и письменной речи; воспитывать культуру деловой речи, любовь и уважительное отношение к украинского языка.
Тип урока: урок развития речевых умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Введение учащихся в понятийно-терминологический пространство урока
Творческая работа «Закончите предложения»
► Составьте связное монологичное высказывание об особенностях официально-делового стиля, закончив предложения:
Официально-деловой стиль используется в ... . Цель - ... . Высказывания отличаются ... . ... Слова, преобладают ... предложения. Основной чертой официально-делового стиля является ... , замены терминов синонимами и местоимениями в деловых бумагах ... . Среди других признаков официально-делового стиля можно назвать ... .
Беседа за вопросами
1. Что такое документ?
2. Документ называется оригиналом?
3. Чем отличается копия от оригинала?
4. К какому стилю относится любой документ?
5. Какие вы знаете требования к документам?
6. Из каких элементов состоит документ?
Комментарий учителя. Документ - это деловая бумага, закрепляющая информацию о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности людей. Любой служебный документ относится к официально-делового стиля. Важными требованиями документов является достоверность, полнота, точность, убедительность. Краткость документа обеспечивается отсутствием лишней информации. В документе не должны употребляться стилистически сниженные или эмоционально-экспрессивные слова. Любая фраза в документе должна толковаться однозначно. В документах могут повторяться слова и фразы. Важным признаком является использование стандартных форм высказывания.
Любой документ состоит из отдельных элементов, которые называются реквизитами. К реквизитам относятся код организации, название вида документа, дата, резолюция, печать и т.д.
IV. Изучение новых понятий
Обработка таблиц
Виды деловых бумаг
Критерии |
Виды документов |
По стадиям изготовления |
• оригиналы (первый или единственный экземпляр);
• копии |
По степени гласности |
• обычные;
• для служебного пользования;
• тайные |
По месту составления |
• внутренние (фиксируют внутренние вопросы предприятия);
• внешние (входящая и исходящая документация). |
По происхождению |
• служебные;
• личные |
|
По смыслу |
• организационные (положения, правила, уставы и т.п.);
• распорядительные (постановления, определения, решения, распоряжения и т.д.)
• справочно-информационные (объяснительные, пом вене, служебные письма, извещения, справки, акты, планы работы и др.);
• документы личного состава (автобиографии, ре 'зюме, характеристики, контракты, трудовые книжки и др.);
• личные официальные документы (поручения, рас писки, заявления, предложения, жалобы и др.) |
|
Характеристика деловых бумаг
Название документа |
Определение |
Особенности |
Субсидия |
Вид помощи, в основном денежного, предоставляемого государством или каким-либо учреждением |
Найуживаніша субсидия - помощь государства, осуществляемая с целью возмещения расходов па оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным семьям |
Ваучер |
Государственная ценная бумага, ицо подтверждает право собственности или документ, подтверждающий оплату товаров и услуг |
Используется для приобретения предметов приватизации.
Квитанция, что дает возможность получать оплаченные товары и услуги |
Приватизационный сертификат |
Государственная ценная бумага, удостоверяющая право владельца на собственность |
В 1992 г. государственные сертификаты равнялись одной п'ятдесятидвохмільйонній всего государственного имущества |
Комментарий учителя. Субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований (гранты). С одной стороны, субсидии могут помогать развитию перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные отрасли. Кроме того, субсидии - это помощь «покупателю», то есть субъекту, который не имеет достаточно средств, чтобы приобрести какие-то ресурсы. Субсидия - это адресная помощь от государства для семьи с целью оплаты жилищно-коммунальных услуг. Это деньги из государственного бюджета, которые не подлежат возврату и пользование которыми не повлияет на право собственности на жилье. Субсидия является безвозвратной и ее получение не связано и не влечет за собой изменения формы собственности жилья.
Приватизация - процесс передачи государственной собственности частным лицам. В процессе приватизации государственного имущества каждому гражданину выдавались бесплатные приватизационные сертификаты, по которым гражданин мог получить имущество одним из следующих способов: вложить приватизационный имущественный сертификат в предприятие, на котором он работал, вложить приватизационный сертификат на аукционе в неизвестный объект за некоторое количество акций; вложить свой приватизационный имущественный сертификат в любую инвестиционную компанию или фонд, получив взамен неимущественный сертификат. Именно поэтому большинство граждан Украины продали свои ваучеры, но значительно ниже указанного в сертификате номинала.
V. Выполнение творческих заданий, направленных на развитие коммуникативных умений
Наблюдение-анализ документа
► Ознакомьтесь с образцом туристического ваучера. Обратите внимание на реквизиты. Подтверждением права на которые услуги является приведенный ваучер? Докажите, что перед вами образец делового документа. (См. приложение)
Ситуативные упражнения
► Объясните значение термина «субсидия» в представленных речевых ситуациях.
Ситуация 1
Адресат речи - ваш одноклассник, который отсутствовал на уроке по этой теме. Цель - объяснить изученный на уроке материал.
Ситуация 2
Адресат речи - старушка соседка, которая жалуется на высокие тарифы оплаты коммунальных услуг.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Повторить теоретический материал, который изучался на уроках развития коммуникативных умений в течение года.
Приложение
Образец туристического ваучера
Сведения о туристах:
№ |
Пол/Sex |
ФИО |
Паспорт/Passport |
Возраст/Years |
1 |
Ч |
Петренко Иван |
|
34 |
2 |
Же |
Петренко Ольга |
|
34 |
3 |
Же |
Шевченко Петр |
|
34 |
4 |
Же |
Петренко Татьяна |
|
34 |
5 |
Д |
Петренко Сергей |
|
15 |
Проживание:
Отель/Hotel: |
Заселение в номер: |
Освобождение номера: |
Категория/Caterogy |
Номер/Nomber |
Колич. чел. |
Ареда-1, г/к |
02.07.10 |
04.07.10 |
DBL(2,2), Люкс |
|
2 |
Ареда-1, г/к |
02.07.10 |
04.07.10 |
DBL(2,2), П/Люкс |
|
3 |
Питание:
Отель/Hotel: |
Дата начала: |
Дата окончания: |
Вид вопроса |
Колич. |
Ареда-1, г/к |
02.07.10 |
04.07.10 |
Завтрак, обед, ужин |
10 |
Трансфер / Transfer:
Маршрут |
Дата |
Тип билета |
Пункт отправления - Пункт прибытия |
Колич. |
Барнаул-Чема |
02.07.10 |
взр. в обе стороны |
Барнаул (гот. Централ., 08:00) Ареда-1 |
4 |
Барнаул-Чема |
02.07.10 |
реб. в обе стороны |
Барнаул (гот. Централ., 08:00)-Ареда-1 |
1 |
Чема-Барнаул |
04.07.10 |
взр. в обе стороны |
Ареда-1 (14:15)-Барнаул |
4 |
Чема-Барнаул |
04.07.10 |
дор'. в обе стороны |
Ареда-1 (14:15)-Барнаул |
1 |