УРОКИ № 59-60
Тема. Речевая деятельность. Сочинение-рассуждение об охране памятников истории и культуры
Цель: закрепить у школьников представление о таком типе речи, как рассуждение; формировать у них навык построения рассуждения; развивать у детей умение анализировать и отбирать материал на заданную тему; развивать письменную связную речь учащихся; воспитывать у них уважение к культурному наследию.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о построении сочинения-рассуждения; умеют анализировать и отбирать материал на заданную тему; работают с текстом (определяют тему, основную мысль и т. д.); пишут сочинение-рассуждение, соблюдая точность, логичность, чистоту, богатство и выразительность речи.
Оборудование: статья Д. С. Лихачева, фотографии памятников истории и культуры.
Тип уроков: применение знаний, умений и навыков.
Ход уроков
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Беседа с учащимися.
— Чем дорог вам родной город?
— Какие картины, образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слова память, памятник?
— Есть ли у вас любимый уголок города? Почему он вам дорог?
— Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Надо хранить наше прошлое»?
— Чем обогащает человека изучение памятников истории и культуры?
— Почему памятники надо беречь?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Согласны ли вы с высказыванием А. Григорьева: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников»?
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
Охрана памятников истории и культуры — дело государственное. Так, в Конституции Украины, ст. 54, говорится: «...Культурное наследие охраняется законом. Государство обеспечивает сохранность исторических памятников и других объектов, представляющих культурную ценность». А ст. 66 обозначает следующую обязанность граждан Украины: «Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки».
На фотографиях старого Харькова мы видим памятники, которые были уничтожены в разные периоды и по разным причинам. Так, например, во время войны была разрушена гостиница «Метрополь», а величественная Николаевская церковь, построенная в 1896 году по проекту архитектора В. X. Немкина, была разрушена в 1930-м в период борьбы с религией, как и Мироносицкая, и Михайловская церкви и многие другие. Некоторые храмы были восстановлены, некоторым это еще только предстоит. Некоторые так и останутся зафиксированными на фотографиях, и вы, и ваши дети уже не ощутят неповторимую атмосферу города, не прикоснутся к истории, не почувствуют связи поколений.
- Чтение отрывков из статьи Д. С. Лихачева «Память культуры».
Прочитайте текст, выполните задания к нему.
(Текст на каждой парте.)
...Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы...
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем...
До известных пределов утраты в природе восстановимы... Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя...
Всякий заново отстроенный памятник будет лишен документальности. Это будет только «видимость»...
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью...
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей...
Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальная государственная и общественная организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать непосильное участие в сохранении культуры.
Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
Вопросы и задания к тексту.
— Определите стилистическую принадлежность текста.
— Какова основная мысль текста? В каких предложениях она выражена?
— Каков это тип речи?
— Из каких частей состоит рассуждение?
— Найдите в тексте тезис. (Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы.)
— Найдите аргументы, подтверждающие эту мысль.
— Какой вывод делает автор из вышесказанного? (Содержание двух последних абзацев.)
— Какие мысли Д. С. Лихачева вам наиболее близки?
- Работа над подбором эпиграфа к сочинению.
1. Лексическая работа.
Эпиграф (от греч. — надпись) — короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.
2. Подберите эпиграф из данных цитат.
Образцы цитат для эпиграфов:
Каждый памятник разрушается навечно...
Забота о прошлом есть одновременно забота о будущем.
Каждый памятник культуры «совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя... »
Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
3. Подберите эпиграфы самостоятельно.
- Составление плана сочинения.
Образец плана:
I. Любовь к родному краю — сохранение исторической памяти.
II. Память — основа культуры.
1. Памятники — свидетели эпохи.
2. Особая энергетика старых строений.
3. Памятники — истоки нашей духовности.
III. Ответственность за сохранение прошлого — дело каждого.
- Работа над сочинением.
(Образец сочинения см. в Приложении к урокам 59-60.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] — 199 (письменно); [2] — 436 (письменно).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКОВ
- Слово учителя.
Вернемся еще раз к словам Д. С. Лихачева: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». Изучайте историю своего города. Мы заканчиваем цикл уроков, посвященных памятникам истории и культуры, но ваше изучение культурного наследия, надеюсь, продолжится.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКАМ № 59-60
Мы часто слышим об охране окружающей среды, но не всегда задумываемся о том, что окружающая среда — это культурная среда тоже. Важен не только воздух, которым мы дышим. («И дым Отечества нам сладок и приятен».) Родной край манит нас улицами, по которым мы ходили и ходим, домами, в которых жили мы или выдающиеся люди разных эпох,
соборами, в которых крестят, венчают, отпевают... Любить свою страну — значит сохранять культурную среду, ведь ее создавали наши предки.
Археологи, проводя раскопки, добираются до различных культурных слоев и находят свидетельства той или иной эпохи. Нам же достаточно переходить из эпохи в эпоху, шагая по улицам родного города: вот Покровский собор (ХVІІІ век), здание магазина «Восточные сладости» (ХІХ век), Госпром (ХХ век)... И сколько их, таких зданий. Они помнят войны, революции. Они рассказывают нам языком архитектуры, какие стили и направления в искусстве были предпочтительнее в ту или иную эпоху, из какого материала строились здания, для чего предназначались. А сколько таких свидетелей мы потеряли!
Старые здания обладают особой энергетикой — это энергетика людей, которые здесь жили, творили, любили. Они ходили по этим улицам, прикасались к дверям, через которые проходим мы. Эти здания, порой, находятся в плачевном состоянии, но разрушать их нельзя, чтоб не уничтожить ауру города. Каждый город неповторим, и эту уникальность надо беречь. Разрушая, мы делаем наш город безликим. А в безликом городе живут безликие люди. Чтобы сохранить дух города, духовность, необходимо бережно относиться к его истории, памятникам, беречь все то, что прошло испытание временем. Тогда и детям нашим не захочется для проживания искать других красивых городов и стран.
Если каждый из нас позаботится о сохранении культурного наследия для последующих поколений, наш город сбережет свою историю, свое лицо, свою неповторимость.