Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 58

Тема. Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Правильное построение предложений с причастными оборотами

 

Цель: познакомить учащихся с синонимией предложений с обособленными членами и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; закрепить у них умение строить предложения с причастными оборотами; развивать речь учащихся; воспитывать интерес к культурному наследию.

Ожидаемые результаты: учащиеся сопоставляют предложения с обособленными определениями и сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, заменяют придаточное определительное обособленным определением и наоборот; правильно строят предложения с причастными оборотами; правильно интонируют предложения с изучаемыми конструкциями и верно ставят знаки препинания в них.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Практическая работа.

Расставьте знаки препинания и объясните их.

Знаменитые подземные пещеры бывшие соляные копи в Польше пользуются мировой известностью. Здесь есть и громадные залы со столбами из соли поддерживающими своды и палаты со стенами, похожими на многократно сложенные занавесы образовавшиеся в результате естественной эрозии. В пещерах собраны различные экспонаты скромные орудия труда горняков добывавших здесь соль из поколения в поколение. Здесь можно увидеть прекрасные скульптуры памятники героям выполненные из соли. (По А. Ходаковой)

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Сравните два предложения. Найдите в них грамматические основы.

Различаются ли предложения строением? Смыслом?

Вывод: Обособленное определение соответствует части сложного предложения (придаточному определительному).

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

В сложноподчиненном предложении одна часть (придаточное предложение) подчиняется другой (главное предложение), то есть от главного мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное определительное отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?. Обособленное определение отвечает на те же вопросы. Таким образом, мы имеем дело с синонимией простого осложненного предложения и сложного предложения, которые различаются только строением.

Исследователи-лингвисты пришли к выводу от их стилистической роли: в художественной литературе отдается предпочтение обособленным членам, в научной — сложноподчиненным предложениям.

Как известно, в роли обособленных (и необособленных тоже) определений часто выступают причастные обороты, поэтому важно правильно строить такие предложения. Причастный оборот располагается обычно после определяемого слова или непосредственно перед ним: Белочка, мелькающая среди деревьев, отыскивает орехи. Мелькающая среди деревьев белочка отыскивает орехи.

Нельзя: Белочка отыскивает орехи, мелькающая среди деревьев.

Тренировочные упражнения.

1. Придаточные предложения замените обособленными определениями.

Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, которую нам порекомендовали, очень понравилась. Старый обширный сад, который тянется позади дома, выходит за село. До горизонта тянется дорога, которая манит нас.

2. Из двух простых предложений образуйте одно сложноподчиненное с придаточным определительным, а второе — с обособленным определением. Объясните постановку знаков препинания.

Мы вошли в лес. Он освещен лучами весеннего солнца. Иногда попадаются березки. Они окружены душистыми липами.

Деревья покрылись первыми листьями. Они привлекают нас своей красотой.

Серебрится озеро. Оно слабо озаряется луной.

3. Разберите синтаксически данные предложения. Распространите определение, замените его обособленным определением и придаточным определительным. Объясните постановку знаков препинания.

Разгорался раздуваемый костер. Проснувшаяся река весело бурлила. От дерева к дереву в лесу протянулась легкая освещенная паутина.

Редактирование предложений.

Запишите предложения в исправленном виде.

Выступившие ребята на праздничном концерте порадовали интересными номерами. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Занятия, которые проводил с нами руководитель кружка, очень интересовавшие ребят, я посещал аккуратно. Дом скоро будет заселяться, выросший на нашей улице. Мы поднялись на поросший холм высокими деревьями.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 211 (письменно).

[2] — 438 (письменно).

Практическая работа.

Озаглавьте текст и перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.

В 120 километрах от города Пскова находится Пушкинский государственный заповедник об..единивший места теснейшим образом связа..ые с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Через всю жизнь поэт пронес глубокую привязанность к этому уголку русской земли. Юношей он пр..езжал сюда в 1817 и 1819 годах; здесь провел два года ссылки сюда стремился в последние годы жизни. Именно об этих местах Пушкин писал в 1819 году:

Приветствую тебя пустынный уголок Приют спокойствия трудов и вдохновенья.

Центром заповедника является Михайловское бывшее родовое имение Пушкиных. Усадьба с господским домом и службами стоит на холме над живописной рекой Соротью. К усадьбе примыкает парк переходящий в вековой сосновый бор а с б..лкона расположе..ого на северной стороне дома открывается вел..колепная панорама Сороти и широкой д..лины с озером.

Рядом с домом-музеем стоит деревя..ый флигилек знаменитый домик няни поэта Арины Родионовны. Вся обстановка комнат воскреша..т образ этой замечательной русской женщины самого близкого и искре..его друга поэта в тяж..лые для него годы.

(С. Бархударов)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выписать из научной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие по ходу выполнения практической работы.)