ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10
Урок 61. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПО 4. НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ.
РЕШЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЗАДАЧ. ПОСТРОЕНИЕ ОТРЕЗКОВ
Цель: упражнять учащихся в усвоении табличных случаев сложения и вычитания числа 4, сложении и вычитании по 4, нахождении неизвестных компонентов действий сложения и вычитания; учить решать и сравнивать задачи, строить отрезки; воспитывать старательность.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Веселые задачи
• На лугу пасутся гуси,
Их пасет имела Маруся.
Семь гусей еще возле брода,
Трое уже вошли в воду.
Мы попросим детей
Сосчитать всех гусей.
• Мчатся на санках
Четверо малышей.
Трое из них девушки.
Сколько здесь ребят?
2. Устный счет. Работа с числовым веером
3. Комментируемое решение примеров
4 + 3 - 4
0 + 7 - 1
5 + 4 - 2
1 + 4 + 4
8 - 4 + 3
6 - 4 + 2
3 + 4 - 1
1 + 2 + 3
4. Круговые примеры
4 - 1 =
6 + 2 =
3 + 2 =
5 + 1 =
8 - 4 =
Объяснение учителя
- Это примеры, которые решаются не по порядку. Решите первый пример. Какой ответ получили? (3) Второй пример, который мы будем вычислять, должен начинаться на 3 и т. п. Ответ последнего примера должно равняться числу 4, которое является началом первого примера.
Когда все примеры будут решены, учитель говорит, что круг замкнулся.
5. Математический диктант
• Разность чисел 10 и 8;
• 7 плюс 2;
• 9 минус 2;
• 10 уменьшить на 5;
• на сколько 8 больше 5?;
• сумма чисел 6 и 4;
• 9 минус 5;
• 5 увеличить на 3.
Физкультминутка
III. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1. Работа по учебнику (с. 68)
Задача 1
- Добавляйте по 4, начиная с числа 1. Вычитайте по 4, начиная с числа 9.
Задание 2
Вычислите значения выражений. Прочитайте выражения с одинаковыми ответами. (1 + 4; 9 - 4; 5 + 4; 3 + 2 + 4). Остальные примеров прочитайте так, чтобы ответы звучали в порядке возрастания. (5 -4; 6 - 4; 7 - 4; 8 - 4; 10 - 4; 2 + 2 + 3)
Задание 3
- Рассмотрите первую таблицу. Что записано в первой строке? во втором? в третьем?
- Найдите неизвестные числа. Запишите соответствующие равенства.
- Рассмотрите вторую таблицу. Что записано в первой строке? во втором? в третьем?
- Найдите неизвестные числа. Запишите соответствующие равенства.
Задание 4
- Прочитайте первую задачу. Сколько бочек меда заготовил мишка Топтыжка? Сколько бочек меда съел за зиму мишка Топтыжка? Сколько бочек меда у него осталось?
Для решения задачи воспользуйтесь подсказками.
- Прочитайте вторую задачу. Сколько бочек меда заготовил Мишка Топтыжка? Сколько бочек меда съел за зиму Мишка Топтыжка? Сколько бочек меда у него осталось?
Для решения задачи воспользуйтесь подсказками.
- Сравните задачи. Что в них одинакового? Чем они отличаются?
Задание 5
- Постройте в тетради отрезки длиной 6 см и 3 см.
2. Работа над текстовой задачей на нахождение суммы
Ежик положил в корзину 4 яблочка и 3 груши. Потом он нашел еще 2 яблочка. Сколько яблочек стало в ежика?
- Сколько яблочек ежик нашел сначала? Сколько груш?
- Сколько яблочек ежик нашел позже?
- Сколько яблочек стало в ежика?
- Назовите решение задачи.
- Объясните, почему добавляли?
3. Самостоятельная работа
IV. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Повторим хором таблицы сложения и вычитания числа 4.
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание было сложным, а какое - легким?