АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Урок 61. ПРИМЕНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ДЕЛЕНИЯ НА 2 ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ И ДЕЛЕНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ
Цель: формировать умение применять таблицы деления на 2 для решения задач на деление на равные части и деление на помещения; научить детей записывать решение задач на деление, сравнивать их решения; развивать логическое мышление, речь; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 77, задача 481; 482)
Задача 481
- Какова длина каждой из частей?
Задача 482
- Прочитайте выражения, в которых последнее действие - сложение; вычитание.
2. Устный счет
1) Игра «Ромашка».
2) Игра «знаешь Ли ты?..».
- Что такое умножение?
- Как называются компоненты действия умножения?
- Какое математическое действие можно назвать обращенной к действию умножения?
- Как называются компоненты действия деления?
3. Игра «Замены»
- Вычислите, заменив умножение сложением.
Образец: 5 · 3 = 5 + 5 + 5 = 15
6 · 4 =
11 · 3 =
15 · 4 =
4. Игра «Выбери ответ»
18 килограммов яблок разложили в два пакета поровну. Сколько килограммов яблок в каждом пакете? а) 6; б) 3; в) 9; г) 8.
5. Составление примеров на деление с примерами на умножение
6. Минутка каллиграфии
- Выпишите числа, которые делятся на 2.
2 3 4 5 6 7 8 9 10
12 13 14 15 16 17 18 19 20
7. Математический диктант
• 1-й слагаемое 16, 2-й слагаемое - 14. Найдите сумму.
• Уменьшающееся - 84, вычитаемое - 15. Найдите разницу.
• 1-й множитель - 3, 2-й множитель - 2. Найдите произведение.
• Число 10 разделите на 2.
• Найдите периметр квадрата со стороной 5 см.
• Я задумала число, когда я отняла от него 7, то получила 23. Какое число я задумала?
• Произведение чисел 2 и 4 увеличить на 42.
• Результат выражения 14 : 2 уменьшите на 7.
Ответы: 30; 69; 6; 5; 20 см; 30; 50; 0.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы повторим таблицу деления на 2.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 77-78)
Задача 483
Первый столбик с комментированием, остальные примеров - самостоятельно.
Задача 484. Коллективное обработки материала Учащиеся сравнивают решения и ответы задач.
Задача 485. Коллективное обработки материала
- Развяжите и сравните задачи.
- Обратите внимание! Разложить поровну - значит поделить на равные части.
Задача 486
Задание выполняется у доски с объяснением.
Задача 487*
1) 18 : 2 = 9 (п.) - купили 18 кг по 2 кг;
2) 11 - 9 = 2 (п.) - не хватило черешен.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Работа над задачами
На уроках по изучению умножения и деления широко используется метод решения взаємообернених задач.
• На опытном участке 4 классы посадили по 3 грядки моркови. Сколько всего грядок посадили?
Краткая запись: по 3 гр. 4 кл., ? гр.
Решение: 3 · 4 = 12 (гр.)
- Сколько данных в задаче?
- Сколько чисел найдено?
- Составьте обратную задачу.
• 12 грядок моркови посажено несколькими классами. Каждый класс посадил по 3 грядки. Сколько классов принимало участие в посадке?
Краткая запись: по 3 гр. ? кл., 12 гр.
Решение: 12 : 3 = 4 (кл.)
Можно дать название вида задач: «умножение», «деление», «на содержание».
- Составьте 2-ю обратную задачу.
12 грядок моркови посадили поровну 4 классы. По сколько грядок посажено каждым классом?
Краткое описание: по ? гр. 4 кл., 12 гр.
Решение: 12 : 4 = 3 (гр.) (Задача на «деление на равные части»)
Далее обязательно сравниваем задачи.
2. Офтальмологическая пауза
3. Самостоятельная работа
Двое учащихся работают у доски.
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 78, задачи 488; 489.