Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА
СУЩЕСТВОВАНИЕ
УРОК 62
Тема. Расселение растений в природе
Цель. Сформировать у учащихся представление
о распространении растений на планете и факторы, которые это обусловили.
Основные понятия и термины: тундра,
тайга, хвойные, листопадные, тропические леса, степи, чапараль, саванны, пустыни.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа, объяснение); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные
(беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных
ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником (методический прием “Ключевые
слова”).
Оборудование: физическая карта мира,
климатическая карта мира, карта “Природные зоны мира”, таблицы с изображением
растений различных природных зон, ярусности леса.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
1
|
2.
|
Проверка
выполнение домашнего задания.
|
10
|
3.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
4.
|
Восприятие
и первичное осмысление нового материала.
|
15
|
5.
|
Обобщение
и систематизация изученного.
|
10
|
6.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
5
|
7.
|
Домашнее
задачи.
|
1
|
Ход урока
1. Организационный
момент.
2. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания.
Тестовая проверка знаний:
1. Такие факторы, как температура,
освещенность, влажность и газовый состав атмосферы, характеризующих среду
существования:
а) водное;
б) организм;
в) наземно-воздушную;
г) почва.
2. Для водной среды
определяющими факторами для существования растений являются:
а) давление; б) солевой состав;
в) освещенность;
г) скорость течений.
3. Почва как среда обитания
характеризуется:
а) небольшим колебаниям температуры;
б) высокой концентрацией кислорода;
в) высокой влажностью.
4. На организмы, которые живут на
поверхности других существ, влияют различные факторы окружающей среды, а на те, что обитают
внутри организма хозяина, эти факторы действуют лишь опосредованно:
а) да;
б) нет.
5. Для фотосинтеза растениям
необходимые лучи:
а) ультрафиолетовые;
б) видимые;
в) инфракрасные.
6. Температура среды обитания
существенно влияет на:
а) процессы обмена веществ;
б) размножение организмов;
в) дыхание.
7. До экономного потребления влаги и
поддержание ее содержимого на постоянном уровне у растений выработались такие
приспособления:
а) утолщение покровной ткани
листьев;
б) увеличение количества устьиц;
в) погружение корневой системы
глубоко в почву.
8. Повышение концентрации
углекислого газа в атмосфере:
а) повышает производительность
фотосинтеза;
б) тормозит процессы дыхания;
в) вызывает возникновение парникового
эффекта.
9. Наземным организмам позволяет
мигрировать в толщу грунта и там переживать период низких или высоких
температур:
а) высокая влажность;
б) небольшое колебание температур;
в) высокая теплоемкость.
10. На поверхности и в верхних слоях
почвы обитают:
а) грибы;
б) лишайники;
в) водоросли.
11. Растения, которые являются паразитами и
напівпаразитами:
а) омела;
б) повилика;
в) любка двулистная;
г) петров крест.
12. В атмосфере содержится больше всего:
а) кислорода;
б) азота;
в) углекислого газа.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Подумайте, почему растения, которые растут
на севере нашей планеты, скажем, в тундре, морфологически отличаются от
таких же по виду растений нашей местности. От чего это зависит? Почему в
различных зонах нашей планеты разная растительность?
Ученики выдвигают гипотезы, например,
на севере в течение целого года холодно, а в нашей зоне - ни, что, возможно,
разные почвы и выпадает разное количество осадков и т.д.
Итак, сегодня мы рассмотрим, как
растения расселились на Земле, от чего конкретно это зависит и на что влияет.
План
1. Характеристика тундры и тайги.
2. Широколиственные леса.
3. Степи, чапараль, саванны.
4. Пустыни.
5. Листопадные тропические и
вечнозеленые тропические дождевые леса.
4. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
1. Демонстрация. Работа с картами.
Учитель демонстрирует физическую карту мира, климатическую карту мира и природных зон
мира. Задача для учащихся: сравнить эти три карты и попытаться выявить определенные
закономерности. Учащиеся делают предположение, что количество осадков, среднегодовая
температура, высота над уровнем моря и природные зоны тесно связаны и
обусловливают друг друга. Учитель обобщает, что размещение растений на поверхности
земли в основном обусловлено двумя главными факторами неживой природы - температурой
и количеством осадков.
2. Объяснение с демонстрацией карт.
Характеристика тундры и тайги
Тундра (в Северном полушарии - на
северу от тайги). Климат очень холодный с полярным днем и полярной ночью,
среднегодовая температура ниже -5 °С. За несколько недель короткого лета земля
оттаявшее не более чем на 1 метр вглубь. Осадков менее чем 200-300 мм в год.
Растительность: отсутствуют деревья, преобладают лишайники, мхи, злаки и осоки,
карликовые или стелющиеся, кустарники (брусника, черника, карликовая береза).
Почвы тундры - бедные.
Тайга (северные районы Европы, Азии
и Северной Америки). Климат: долгая и холодная зима, много осадков выпадает в
виде снега. Растительность: господствуют вечнозеленые хвойные леса (ель, пихта,
сибирская кедровая сосна, сосна) с мощной лесной подстилкой. Много болот и
озер. Почвы подзолистые и дерново-подзолистые - маломощные и бедные.
Широколиственные леса
Распространенные в Западной Европе, Восточной
Азии, на востоке CШA. Климат
сезонный с зимними температурами ниже 0° С, осадков 750-1500 мм в год. Растительность:
господствуют леса из широколиственных листопадных пород деревьев высотой до 35-45 м (дуб,
бук, клен), в подлеске - кустарники, мхи, лишайники, мощная лесная подстилка.
Почвы бурые лесные. В этих районах человечество развило величайшую цивилизацию, поэтому
значительная часть широколиственных лесов заменена искусственными экосистемами.
Степи, чапараль, саванны
Степи умеренной зоны (в Евразии,
центр Северной Америки - прерии, юго-восток Южной Америке - пампасы,
отдельные районы Африки, Австралии, Новой Зеландии (тусоки). Климат сезонный, лето
от умеренного теплого до жаркого, зимние температуры ниже 0 °С, осадков 250-750
мм в год. Растительность: преобладают дерновидные злаки высотой до 2 м и выше в
некоторых прериях Северной Америки или до 50 см, например в степях России, с
отдельными деревьями или кустарниками на влажных участках.
Почвы: черноземы и каштановые.
Большая часть степей сегодня используется под пашню, выпас скота и
сенокосы.
Чапараль (Средиземноморье, южный
берег Австралии, в Калифорнии, Мексике и Грузии). Климат мягкий умеренный,
осадков 500-700 мм, выпадают теплой зимой, лето сухое. Растительность: деревья
(лавр, вечнозеленые дубы) и кусты с жесткими вечнозелеными листьями. Почвы
коричневые и серо-коричневые.
Саванны (Центральная и Восточная Африка,
Южная Америка, Австралия, большая часть южной Индии). Климат сухой и
жаркий большую часть года, температура высокая круглый год, осадки 750-1650 мм на
год, распределяются неравномерно сезонами (влажный и сухой сезоны).
Растительность: густые травы - злаки с отдельными листопадными деревьями (баобабы,
акации, пальмы). Почвы красные, красно-бурые, коричнево-красные.
Пустыни
Расположены в некоторых районах Африки,
Ближнего Востока и Центральной Азии, Большой Бассейн и юго-запад США,
север Мексики). Климат очень сухой, с жарким днем и холодными ночами,
осадков меньше 200-250 мм в год. Растительность: травы и кое-где кусты, много
растений, так называемых ефемерів, которые быстро развиваются после дождя. Корневые
системы у растений хорошо развиты, поверхностные (быстро впитывают воду, что выпадает
во время дождя), или стержневые, которые проникают глубоко в почву до уровня грунтовых
вод (30 м и глубже). Почвы светло-бурые, сероземы.
Листопадные и вечнозеленые тропические
тропические дождевые леса
Листопадные тропические леса на планете
расположены в тропической части Азии, Центральной Америке. Климат со сменой
сухого (4-6 месяцев) и влажного сезонов, среднегодовое количество осадков
800-1300 мм в год. Растительность: господствуют леса. Доминируют высокие деревья, которые в
сухой сезон сбрасывают листья. Нижний ярус образуют вечнозеленые деревья и кусты, с
вечнозеленых деревьев этих экосистем наиболее известная пальма. Почвы красные.
Вечнозеленые тропические дождевые леса
распространены на севере Южной Америки, в Центральной Америке, западной и
центральной части экваториальной Африки, Юго-Восточная Азия, прибрежные
районы северо-запада Австралии, острова Индийского и Тихого океанов.
Климат без изменений сезонов в связи с близостью к экватору, среднегодовая
температура выше 17 °С (обычно около 28 °С), среднегодовое количество
осадков превышает 2000-2500 мм в год. Растительность: господствуют леса. Деревья разной
высоты образуют три яруса. Кусты и травы практически отсутствуют. На стеблях и
ветвях деревьев развиваются так называемые растения-эпифиты, корни которых не достигают
почвы, и деревянистые лианы, которые укореняются в почве и лезут по дереву вплоть
до его верхушки. Видовое разнообразие растений очень богат. Почвы красно-желтые,
маломощные, бедные на органическое вещество и минеральные элементы.
5. Обобщение и систематизация
изученного.
1. Работа с учебником. Методический
прием “Ключевые слова”: Учащимся предлагается прочитать текст, разделить его на
части и к каждой отыскать ключевое слово. Образовать цепочку ключевых слов,
записать в тетради. К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают один под
одним свои цепочки. Затем сравнивают их содержание, длину и точность.
Определяют лучший.
2. Выполнение заданий практикума.
А) Заполните таблицу.
Природная зона
|
Средняя температура
|
Среднее количество осадков
|
Почвы
|
Растительность
|
Тундра
|
|
|
|
|
Тайга
|
|
|
|
|
Широколиственные леса
|
|
|
|
|
Степи
|
|
|
|
|
Чапараль
|
|
|
|
|
Саванны
|
|
|
|
|
Пустыни
|
|
|
|
|
Листопадные и вечнозеленые тропические
тропические дождевые леса
|
|
|
|
|
Б) Проанализируйте записи в таблице
(задача А). Объясните, какие факторы обусловливают такое расселение растений на
планете.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Проработать
соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после
параграфа.