Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС УКРАИНЫ В XVIII СТ.
Начиная с XVIII в. украинскую литературу входят новые направления. В противовес
дидактической и теологической литературе начинает формироваться светская, в которой
увеличивается жанровое разнообразие: сатира, эпиграмма, емблематична поэзия и
др.
Школьная драма постепенно отходит
от узкой и догматически-церковной теологической тематики, популярными становятся
освещение отечественных исторических событий. Одним из первых, кто обратился к
этого жанра, был Ф. Прокопович. Он 1705 г. написал пьесу “Владимир”, которое было
поставлен силами преподавателей и студентов Киевской академии. В ней звучали
мотивы борьбы прогрессивных сил с регрессивными; она была направлена против консервативного духовенства.
Популярной была также драма неизвестного автора “Милость Божия Украйну... чрез Богдана-Зиновия Хмельницкого... свободившая...”
(1728). В ней освещены события освободительной войны 1648-1654 гг., а также роль в
ней Богдана Хмельницкого. Автор с любовью и патриотическим настроением показывает героическую
историю своего народа. Г.Кониський в драме “Воскресение мертвых” (1747)
обостряет социальные мотивы, показывает, как казацкая старшина загарбувала казацко-крестьянские
земли.
Большую популярность приобрели
интермедии, которые шли в антрактах театральных спектаклей. Ведущими темами их были
противоборство между шляхтичами и крестьянами, а герои-запорожцы
всегда выступали хранителями прав народа против притеснений помещиков, польских
панов и арендаторов. Реализм и народный характер интермедий, юмор и определенной
мере сатирические нотки были толчком для развития других жанров украинской
литературы.
Существенно меняется стихотворная
литература. Панегирики уступают исторической и бытовой тематике, широко
бытует версифікація - фигурные стихи, акростихи. Наибольшей популярности на
начале столетия зажили И. Величківський, автор емблематичних сборников “Млеко”,
“Зегар” и сборников эпиграмм, иеромонах К. Зиновьев, плодотворный сатирик Д. Туптало,
С. Яворский, Г. Сковорода и др.
В произведениях этих авторов прослеживаются
мотивы народного творчества, налет сентиментализма, освещается быт
украинского народа, героями становятся городские жители и ремесленники. Особенно это
заметно в К.Зінов'єва, который перечисляет десятки профессий городского населения
Левобережья. Он выступает против пьянства, а библейских персонажей перевдягає в
традиционную украинскую одежду - кожухи, свитки, плахты и размещает среди народа.
Начинается сатирическая поэзия; в
ней высмеиваются “земляки”, которые гоняются за дворянскими титулами и пытаются
как можно больше захватить земли и крепостных. В сатирических стихах также
разоблачается не лучше отношение к церкви и ее служек. В основном эти произведения
анонимные, ведь авторам подобных сатир не хотелось ехать изучать жизнь и быт
народов Сибири за государственный счет.
До оригинального вида литературной
творчества можно отнести также проповеди, ведь это был своеобразный жанр, который
содержал определенную историческую информацию, формировал моральные принципы, осуществлял
сравнительный анализ библейских лиц с современниками; делались попытки ввести в них
даже анекдоты и
поговорки; по популярности
их можно приравнять сегодня с детективной литературой или телесериалами. Известными авторами того времени были К. Ставроцкий, который издал сборник проповедей “Перла многоцінне”, П. Могила М. Смотрицкий, Ю.Аникій, И. Галятовский (был профессором
и ректором Киевской коллегии и автором сборника проповедей “Ключ разумения”
(1659) и трактата “Наука или способ
зложення проповедь”,
собственно теории проповеди. Он также был автором ряда проповедей против унии и
ислама), А.Радзивиловський, автор сборников проповедей “Огородок Марии Богородицы” и “Венец Христов”. Популярными были проповедники Л.Баранович со сборниками “Меч духовный” и “Трубы
словес проповедных”, Д.
Туптало, С. Яворский,
Ф. Прокопович, Ю.Кониський, Г. Сковорода и др.
Популярными становятся и оди. их пишут
из различных исторических поводов, а также как уважение того или иного лица. В
этом славословному жанре стоит отметить, как мы уже упоминали, два произведения, которые, благодаря использованию
традиционной формы оды, выходят на уровень политической программы. Это, в частности, “Разговор Великороссии с Малороссиею” С.Дивовича (1762) -
произведение крупной политической и художественной силы против московской политики, где
доводятся права Украины на историческую суверенность, показаны чувства национальной
достоинства, глубоко раскрыто понимание прошлого Украины, владение автором
историческим материалом, а также известная “Ода
на рабство” В.
Капниста, которая датируется началом 80-х годов XVШ в. В ней остро осуждается
закрепощения крестьян, высказывается протест противцентристской политики
России. Уместно вспомнить, что одно из этих произведений не
вышел в XVIII ст.
Достоин внимания доработок народных
художников, которые создали выдающиеся памятники фольклорного наследия, представленной
историческими и лирическими песнями. В крестьянских песнях отразилась вся глубина
социальных противоречий того времени. В противовес дворянской литературе, где крестьянство изображалось в пейзанському мире
пастухов и пастушек, в народном творчестве жизненные ситуации отражались в
неприкрашенной реальности.
В песнях идет повествование о славные дни
героического Запорожье, о борьбе повстанцев, гайдамаков, галицких повстанцев,
Колиивщину и другие события. Много песен создано о героях освободительной войны:
Богдана Хмельницкого, Семена Палия, Ивана Богуна, Максима Зализняка, Олексу Довбуша,
Ивана Гонту и др. Народ изображает их мощными отважными богатырями, которые
безгранично преданные Украине. Не обошел вниманием народ разные стороны крестьянского
жизнь - от народин (большие циклы колыбельных песен до лирических, семейно-бытовых
и наймицьких; по ним можно изучать жизнь и быт украинского крестьянства.
Во второй половине XVII в. на
территории Украины заканчиваются военные действия. Наступает мир. Начинается активный
период возведения гражданских и культовых сооружений, вторую половину столетия можно
считать “золотым” возрастом украинского искусства. В Украину приходит из Европы
барокко - своеобразный стиль, который дал возможность пышно и торжественно отразить
социально-экономическую ситуацию в обществе. Наиболее ярким поклонником
в этом направлении был I. Мазепа, который влюблен в архитектуре и строительстве. Он
давал средства и наблюдал за возведением Братского и Никольского монастырей, на
церковь Всех святых в Лавре, реставрацию собора Святой Софии, Михайловского
Златоверхого монастыря, Успенского собора в Лавре Троицкой церкви; вкладывал
средства в построение церквей в Переяславе, Глухове, Чернигове, Батурине, Межигорье
и других городах. В. Сичинский насчитал около 40 храмов, на которые дал деньги I.
Мазепа. Конечно, он мог позволить себе такие расходы, имея за собой 19654 села
в Украине и более десятка в России, поэтому, наверное, эти траты не были обременительными
для такой “середньозаможної” человека.
Строили также много старшин: В.
Миклашевский, В.Борковський, В. Кочубей,
К. Мокієвський, П. Герцен, Д. Горленко и др. Активным строителем был
митрополит Г. Заборовский. Известная достопримечательность, которая дошла до сегодня, сводная
под его руководством Брама Заборовского, что ныне входит в архитектурный
комплекса Софии Киевской.
Большой творческий вклад внесли
выдающиеся архитекторы, которые работали в Украине: В. Растрелли, автор проекта
Андреевской церкви, О.
Квасов построил собор в
Козельце, Бы. Меретин, автор собора Святого Юра во Львове; плодотворно работали
архитекторы украинской школы С.Ковнір, который построил так называемый Ковнировский
корпус в Лавре, колокольни Дальних и Ближних пещер, Кловский дворец, и воспитанник
Киевской академии I. Григорович-Барский, который построил Покровскую церкви,
Николая Набережного, комплексы Межигорского и Кирилловского монастырей,
магистрат и много частных домов.
В XVIII в. начинает активно
развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Разумовского в
Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится
имение графа Завадовского и др.
Сбросив иго войны со своих плеч,
Украина начала строить мирную жизнь. Наряду с расцветом блестящего барочного
стиля развивается деревянная архитектура. Люди начали использовать пусть
недолговечен, но дешевый и доступный материал - дерево. При возведении сооружений с
деревья учитывался опыт предыдущих поколений строителей и вводились
новейшие достижения.
Они гармонично сочетались с
окружающей средой; поражает соответствие внутреннего пространства и внешних
конструктивных особенностей. Наблюдается, особенно в сооружениях украинских
деревянных храмов, большое количество вариантов соотношений формы плана к
общего архитектурного решения, разнообразнее и обогащаются
архитектурные сооружения.
Если в первой половине XVII в. как
культовые, так и гражданские сооружения имели вид оборонительных, то после окончания
войны ситуация резко меняется. Возводятся просторные высокие храмы с многими
окнами, которые дают возможность почувствовать торжественность службы. Увеличение высоты
храмов повлекло изменение композиции, особенно это заметно в сооружениях Приднепровья
и Слобожанщины. Это храм Покрова в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне,
Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых с
повышением местах, обносяться оградой, обсаджуються деревьями, органично
связывает их с окружающей средой.
В архитектуре Карпатского региона
используются традиционные формы крестово-купольного храма: с высокими
башнями, колокольней над притвором с асимметричными композициями бань.
Бытовая архитектура была
традиционной. Это в большинстве случаев хата на две половины, типичное украинское
жилье, и даже на первых порах хата старшины копировала его в
каменном строительстве. Как яркий пример можно привести дом Лизогуба в
Чернигове. Отличие заключалось только в том, что она была очень много
декорированная и большей по размеру.
Начиная с XVIII в. в Украине
активно развивается каменное строительство, наблюдаются тенденции осложнения
пластических решений. Архитектура декорируется лепниной и добавляется цвет, что
иногда даже вредит восприятию целостного впечатления от застройки. Начинается
активный восстановительный процесс, прежде всего в Лавре, восстанавливается Успенский
собор, Троицкая надвратная церковь. Не отстают от нее и другие монастыри. Много
сил и энергии этой работе отдает архитектор И. Шедель. Киев подражают
расположенные рядом города Барышевка, Переяслав, Мгарский монастырь.
Подражает течения и провинция. Как одну
из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в Великих Сорочинцах
на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов. В ней широко использованы в орнаментальном декорировании как классические мотивы, так
и мотивы украинского народного орнамента, в частности вышивки и резьбы по
дереву, что, несомненно, обогащает декор самого храма и подчеркивает национальные
особенности сооружения.