Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 120
Тема. Фонетический разбор слова
Цель:
· обучающая: повторить и углубить знания учащихся о звуках языка и речи; формировать умение различать звуки, делать фонетический анализ, передавать слова звукописью, используя полученные знания на практике;
· развивающая: развивать фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, устная и письменная речь; обогащать словарный запас; совершенствовать навыки работы в группе;
· воспитательная: воспитывать сообразительность, доброжелательность, уважение друг к другу, любовь к украинскому слову.
Внутрішньопредметні связи: графика, орфоэпия, орфография, культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал: карточки-задания, круги для самооценки.
Тип урока: урок-практикум.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Психотехника «К успеху»
► Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на весь день.
Во время урока вы будете достигать успеха благодаря своим правильным ответам. За ваши правильные ответы вы будете получать бонусы, которые называются «Успех». Кто больше их соберет, получит хорошую оценку.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
Учитель. Мы с вами путешествуем страной Фонетики. Что же она изучает? Почему нужно ее знать? Можно ли научиться правильно писать и говорить без знаний этого мовознавчого раздела? Недаром ее называют царицей. И сегодня мы идем в гости к глубокоуважаемой хозяйки - к царице Фонетики. Вы должны показать, как ее уважаете, как ее уважаете, а для этого, конечно, надо не так много и не так мало - выявить ваши знания по фонетике, а также смекалку, находчивость, творческое вдохновение.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
«Веселый мешочек»
· 3 чего начинается день? [д]
· Вечер чем кончается, а утро начинается? [г]
· К какому имени нужно добавить одну букву, чтобы получить крупу? (Анна - манна)
· Как из свеклы сделать бурю? (Свекла - буря)
· Много чего должно болото, озеро поменьше, еще меньше море, а вовсе не река? [о]
· Какое слово объединяет 33 буквы? (Азбука)
· Что имеют дуб, бук, сирень, яблоня, груша, но не имеют ни граб, ни десен, ни клен, ни слива? [в]
· Что надо сделать, чтобы морской рак полетел? (Омар - комар)
· Превратите растение на насекомое, напоминающее пчелу. (Хмель - шмель)
· Слова, которые различаются одним звуком глухим и звонким. Первое означает сильный дождь, второе - фруктовое дерево. (Слива - слива)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА «Цепочка»
► К предлагаемому слова подберите больше слов, изменяя или добавляя что раз лишь по одной букве: крюк.
«Корректоры»
► Воспроизведите тексты, запишите их.
«Кто быстрее?»
► Назовите слова, имеющие:
· Два звонкие согласные звуки.
· Два глухие согласные звуки.
· Три глухие согласные звуки.
· Два звонкие согласные звуки.
· Две мягкие согласные звуки.
· Три твердые согласные звуки.
· Три одинаковых гласных.
· Четыре одинаковых гласных.
· Больше звуков, чем букв.
· Больше букв, чем звуков.
«Будь внимательным» - загадки-шутки
1. Меня ты не напрасно ценишь:
Для пчел домиком служу.
А когда «в» на «к» заменишь,
В воздухе птицей полечу. (Улей-кулик)
2. За мной ты сидел - вспомни
«С» к названию моей добавь -
Тогда я - древнее государство. (Парта - Спарта)
3. Все сообразительные его знают,
Им бревна расщепляют.
Если букву «к» отнять,
Следует в реках его искать. (Клин - линь)
4. Дерево ломаю,
Волны снимаю,
А «к» присоединю -
В поле расту. (Буря - свекла)
5. Не знать без меня хода
Через пропасть, через воду.
С «о» я совсем другое слово -
Жилья людям дать готовое. (Городов - город)
6. Пожилым людям я в происшествии,
Помощница в походе.
С «о» ты можешь, не возражаю,
Поскладать на мне вещи. (Палка - полка)
7. По моих волнистых водах
Спешат теплоходы -
До Днепра новостройкам грузы везут.
Когда же «д» на «в» меняю,
Время года означающего. (Десна - весна)
8. С «д» пою весело,
С «в» я рыбки наловлю. (Дудка - удочка)
9. На мне молотят хлеб -
За снопами - новый снип,
А если с конца читать,-
Будут мыши враз бежать. (Ток - кот)
10. В воде я проживаю,
Кто тревожит, тех щипаю,
А когда с конца читать,
Буду птицей я кричать. (Рак - кар)
11. От сильного ветра Отбросишь «б» ты,
И тогда прочитаешь
Название планеты. (Буран - Уран)
«Поэтическая минутка».
► Вставьте пропущенные буквы, подчеркните буквы, которые обозначают два звука. Сделайте фонетический анализ этих слов.
Свита..
Край неба пала..,
Соловей в темном га..
Солнце встречает..
Тихонечко ветер ви..,
Степи, поля мри..ть,
Между ..рамы над прудами
Ивы зеленые..ть.
Сады г..сне похилились,
Тополя по воле
Сто..ть себе, как сторожа,
Разговаривает..ть с полем.
Работа в группах. «Интересные буквы и хитрые звуки»
► Выпишите слова:
1-я группа - те, что имеют больше звуков, чем букв;
2-я группа - те, что имеют больше букв, чем звуков;
3-я группа - те, что имеют одинаковое количество букв и звуков.
Украина, единство, зеркало, душистый, мяч, еда, седьмой, история, знает, дождь, гвоздь, люди, праздник, семья, ежедневно, близкий, стоит, соловьи, трое, день, мечта, радуется, качество, пюре.
«Найдите нарушителя алфавита»
► Расставьте слова на свои места. Объясните значение выделенных слов.
1. Иллюзия, игрушка, иммунитет, существительное.
2. Калькуляция, капризничать, кабинет, каменный.
3. Ласковый, любя'зний, лаконичный, лан.
4. Имение, магазин, мята, макет.
«Выбери слово»
► Запишите по алфавиту слова в таком порядке: географические названия; названия растений; названия животных (зверей, птиц, насекомых, рыб). После каждого слова укажите, сколько в нем звуков.
1. Лен, ячмень, рысь, Пиренеи, крыса, овод, Енисей, пчела, ландыш, Эльбрус, щавель. 2. Семга, медведь, Египет, лилия, Якутск, щегол, Львов, роза, шмель, еж, щука.
«Отыщи ключ»
► Обращаясь к алфавита (на одну букву назад или вперед), расшифруйте текст, чтобы прочитать известную украинскую пословицу.
1. Лпмітбнепасєоєиобжщ, упоєгпгпсі. (Когда сам хорошо не знаешь,то не говори.) 2. Бигсдокнвнркнбяи кигпнжлдпжяе. (От теплого слова и лідрозмерзає.) 3. Цуп нпгшіую, упкегпщобгшіую. (Кто молчит, тот двух научит.) 4. Ркнбнгнркнбя - жкнєзсрюлнбя. (Слово до слова - сложится речь.)
«Самое длинное слово»
► Назовите и запишите слова в возрастающем порядке, сначала двух, потом трех-, чотирискладові т.д. Побеждает тот, кто назовет словознайбільшою количеством слогов.
«Ох, эти шифровальщики» (по вариантам)
► Прочитайте текст, применяя свои знания по фонетике.
Вариант 1
[О луцкиййазик! Умійеш ты патакати, варнакати, теревеніти, твердить... Такого умійешнаверзти, шчо кучи не держица, потому что ты большой мастак киселем блины помазать и повесить на заборе сушитис].
(В человеческий язык! Умеешь ты говорить, варнякати, теревеніти, твердить... Такого умеешь наверзти, что кучи не держится, потому что ты большой мастак киселем блины помазать и повесить на заборе сушиться.)
Вариант 2
[А шчо уж говорить о твойевмін:а переливать из пустого в пустое, бубнить, йак старый гак в пустой церкви, висвистувати пустым ветром в широком поле, шчебетати лягушкой на болотной кочке].
(А что уж говорить про твое умение переливать из пустого в порожнее, бубнить, как старый дьяк в пустой церкви, висвистувати пустым ветром в широком поле, щебетать лягушкой на болотной кочке.)
V. ИТОГИ УРОКА
· Что изучает фонетика?
· Сколько звуков в русском языке?
· Сколькими буквами они обозначаются на письме?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение по учебнику.
► Запишите и выучите пословицы о труде. Сделайте фонетический разбор двух крупнейших слов.
► Составьте памятку «Фонетический разбор слова».