Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 119

Тема. Фонетика и графика. Орфоэпия и орфография

 

Цель:

· обучающая: повторить, углубить полученные в 5 классе знания учащихся по разделу «Фонетика и графика. Орфоэпия и орфография», совершенствовать орфоэпические и орфографические умения и навыки пятиклассников, умение различать звуки, передавать слова звукописью; используя полученные знания на практике;

· развивающая: развивать устная и письменная речь, фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление, творческие способности; обогащать словарный запас;

· воспитательная: с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала способствовать формированию самостоятельности, выдержки, положительных черт характера.

Внутрішньопредметні связи: лексикология и фразеология, текст.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: опорные схемы, словари.

Тип урока: урок повторения.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Люблю я свой ум,

Внимание и память.

Работает мой мозг.

И учусь я старательно.

Воспринимаю все новое

И мыслю логически.

Слово Учителя

Осуществлю практически.

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

► Расшифруйте запись и прочитайте тему урока: еф окати, фіграка, піеяфоор, фоорфіграя.

► Вспомните, что вам известно об этом. Сформулируйте задачи урока: «Сегодня на уроке мы...»

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

· Что такое алфавит?

· Сколько букв в алфавите?

· С помощью чего образуются звуки?

· Какие есть звуки?

· Сколько всего гласных звуков? Назовите их.

· Сколько согласных? Назовите их.

· Какими могут быть согласные звуки?

· Назовите звонкие, глухие звуки,

· Какие есть склады?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Исследования-сопоставление

► В какой строке содержится одинаковое количество букв и звуков? Докажите.

Юность, щедрость, экзамен, тень.

Пять, запорожский, лицо, просьба.

Заяц, шмель, вокзал, девять.

Орфографический практикум

► Исправьте орфографические ошибки в заданных словах.

Памятник, медовый, въезд, мишяк.

Душистый, миллион, рядно, ласкающий.

Обильный, моряк, проездной, гвоздь.

Священник, дитясла, областной, подъем.

Исследования-перевод

► Переложите на украинском языке. С двумя словами (на выбор) составьте предложение.

Платье, третье, досье, чутье, поверье, соленье.

Исследования-анализ

► Сделайте фонетический разбор предложенных слов. Чем интересны эти слова?

Землей, смеется.

Языковые шутки

► Дайте ответы на языковые шуточные вопросы,

· Что стоит посреди школы?

· Чего нет в дельфина, но есть в кита, акулы, краба?

· Чего нет в яблони, вишни, черешни, груши?

· Чем заканчивается лето и начинается осень?

· Что стоит посреди огорода? А посреди леса?

· Чего нет ни в дыне, но есть в арбузе, тыкве?

· Чем отличается шитья от жизни? А лиман от лимона?

Работа в парах

► Названия городов запишите в алфавитном порядке. Приходилось ли вам посещать эти города? Что вам известно о города Украины? Постройте диалог об этом.

Одесса, Черкассы, Харьков, Запорожье, Винница, Донецк, Полтава, Житомир, Львов, Сумы, Ивано-Франковск, Тернополь, Ровно, Киев.

Исследования-анализ

► Запишите слова в фонетической транскрипции. Объясните их произношение и написание. В каждой строке найдите самое длинное и самое короткое слово. Выясните лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними предложения. Со словами первой строки постройте связное высказывание.

Весна, веселый, левада, лиман, улица; голубь, кукушка, себе, тебе, кожух, подушка; сказать, испечь, спрятать, из дома, из середины, сшить; легкий, влажный, понять, дегтя, когти; завалинка, вокзал, просьба, молотьба, следовательно.

Исследования-сопоставление

► Прочитайте предложение. Что их объединяет? Найдите в каждом слова, в которых количество букв и звуков неодинакова. Свой ответ обоснуйте.

1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник (В. Шекспир). 2. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго). 3. Красота человека - в красоте характера. 4. Весна хорошая цветами, человек характером. 5. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. 6. Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество - в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади). 7. Каждый - кузнец своей судьбы (Аппий).

Творческое конструирование

► Отгадайте загадки по звукам, составьте и запишите высказывание Ф. Достоевского из трех слов, объясните, как вы его понимаете.

1. Согласный, глухой. Моя пара [х]. 2. Согласный, твердый,звонкий. Не имею пары. Найдите меня в слове рак. 3. Гласный, безударный. В алфавите обозначают первой буквой. 4. Согласный, глухой. Моя пара [с]. 5. Громкий, отмечен. В алфавите обозначают первой буквой. 6. Согласный, твердый, звонкий. Моя пара [ф]. 7. Согласный, мягкий, звонкий. Не имею пары. Найдите меня в слове обильно. 8. Гласный, безударный, сейчас помечаю один звук. В алфавите обозначают последней буквой. 9. Согласный, твердый, глухой. Моя пара [д]. 10. Громкий, отмечен. Но даже в безударных слогах вимовляюсь четко. В алфавите меня поставили после буквы т. 11. Гласный, безударный, обозначаю два звука. В алфавите есть восьмой буквой. 12. Согласный, глухой. Моя пара [с]. 13. Согласный, мягким, звонкий. Моя пара [ф]. 14. Громкий, отмечен. Всегда помечаю один звук и смягчаю согласный.

15. Согласный, твердый, глухой. Моя пара [д].

(Ответ: «Красота спасет мир»)

Работа над связным высказыванием

► Постройте высказывания «Какие черты характера я хочу в себе воспитать?», используя материал предыдущих двух задач.

 

V. ИТОГ УРОКА

· Что мы повторили на уроке?

· Что нового вы узнали?

· Поставьте по одному уместном вопросу на эту тему.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение по учебнику.

► Сделайте фонетический разбор слов мудрость, вдохновение, искренность.

► Найдите и выпишите 5-6 пословиц о мудрости. Дайте толкование этого слова.