Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 119
Тема. Фонетика и графика. Орфоэпия и орфография
Цель:
· обучающая: повторить, углубить полученные в 5 классе знания учащихся по разделу «Фонетика и графика. Орфоэпия и орфография», совершенствовать орфоэпические и орфографические умения и навыки пятиклассников, умение различать звуки, передавать слова звукописью; используя полученные знания на практике;
· развивающая: развивать устная и письменная речь, фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление, творческие способности; обогащать словарный запас;
· воспитательная: с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала способствовать формированию самостоятельности, выдержки, положительных черт характера.
Внутрішньопредметні связи: лексикология и фразеология, текст.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: опорные схемы, словари.
Тип урока: урок повторения.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Люблю я свой ум,
Внимание и память.
Работает мой мозг.
И учусь я старательно.
Воспринимаю все новое
И мыслю логически.
Слово Учителя
Осуществлю практически.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
► Расшифруйте запись и прочитайте тему урока: еф окати, фіграка, піеяфоор, фоорфіграя.
► Вспомните, что вам известно об этом. Сформулируйте задачи урока: «Сегодня на уроке мы...»
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Беседа
· Что такое алфавит?
· Сколько букв в алфавите?
· С помощью чего образуются звуки?
· Какие есть звуки?
· Сколько всего гласных звуков? Назовите их.
· Сколько согласных? Назовите их.
· Какими могут быть согласные звуки?
· Назовите звонкие, глухие звуки,
· Какие есть склады?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Исследования-сопоставление
► В какой строке содержится одинаковое количество букв и звуков? Докажите.
Юность, щедрость, экзамен, тень.
Пять, запорожский, лицо, просьба.
Заяц, шмель, вокзал, девять.
Орфографический практикум
► Исправьте орфографические ошибки в заданных словах.
Памятник, медовый, въезд, мишяк.
Душистый, миллион, рядно, ласкающий.
Обильный, моряк, проездной, гвоздь.
Священник, дитясла, областной, подъем.
Исследования-перевод
► Переложите на украинском языке. С двумя словами (на выбор) составьте предложение.
Платье, третье, досье, чутье, поверье, соленье.
Исследования-анализ
► Сделайте фонетический разбор предложенных слов. Чем интересны эти слова?
Землей, смеется.
Языковые шутки
► Дайте ответы на языковые шуточные вопросы,
· Что стоит посреди школы?
· Чего нет в дельфина, но есть в кита, акулы, краба?
· Чего нет в яблони, вишни, черешни, груши?
· Чем заканчивается лето и начинается осень?
· Что стоит посреди огорода? А посреди леса?
· Чего нет ни в дыне, но есть в арбузе, тыкве?
· Чем отличается шитья от жизни? А лиман от лимона?
Работа в парах
► Названия городов запишите в алфавитном порядке. Приходилось ли вам посещать эти города? Что вам известно о города Украины? Постройте диалог об этом.
Одесса, Черкассы, Харьков, Запорожье, Винница, Донецк, Полтава, Житомир, Львов, Сумы, Ивано-Франковск, Тернополь, Ровно, Киев.
Исследования-анализ
► Запишите слова в фонетической транскрипции. Объясните их произношение и написание. В каждой строке найдите самое длинное и самое короткое слово. Выясните лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними предложения. Со словами первой строки постройте связное высказывание.
Весна, веселый, левада, лиман, улица; голубь, кукушка, себе, тебе, кожух, подушка; сказать, испечь, спрятать, из дома, из середины, сшить; легкий, влажный, понять, дегтя, когти; завалинка, вокзал, просьба, молотьба, следовательно.
Исследования-сопоставление
► Прочитайте предложение. Что их объединяет? Найдите в каждом слова, в которых количество букв и звуков неодинакова. Свой ответ обоснуйте.
1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник (В. Шекспир). 2. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго). 3. Красота человека - в красоте характера. 4. Весна хорошая цветами, человек характером. 5. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. 6. Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество - в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади). 7. Каждый - кузнец своей судьбы (Аппий).
Творческое конструирование
► Отгадайте загадки по звукам, составьте и запишите высказывание Ф. Достоевского из трех слов, объясните, как вы его понимаете.
1. Согласный, глухой. Моя пара [х]. 2. Согласный, твердый,звонкий. Не имею пары. Найдите меня в слове рак. 3. Гласный, безударный. В алфавите обозначают первой буквой. 4. Согласный, глухой. Моя пара [с]. 5. Громкий, отмечен. В алфавите обозначают первой буквой. 6. Согласный, твердый, звонкий. Моя пара [ф]. 7. Согласный, мягкий, звонкий. Не имею пары. Найдите меня в слове обильно. 8. Гласный, безударный, сейчас помечаю один звук. В алфавите обозначают последней буквой. 9. Согласный, твердый, глухой. Моя пара [д]. 10. Громкий, отмечен. Но даже в безударных слогах вимовляюсь четко. В алфавите меня поставили после буквы т. 11. Гласный, безударный, обозначаю два звука. В алфавите есть восьмой буквой. 12. Согласный, глухой. Моя пара [с]. 13. Согласный, мягким, звонкий. Моя пара [ф]. 14. Громкий, отмечен. Всегда помечаю один звук и смягчаю согласный.
15. Согласный, твердый, глухой. Моя пара [д].
(Ответ: «Красота спасет мир»)
Работа над связным высказыванием
► Постройте высказывания «Какие черты характера я хочу в себе воспитать?», используя материал предыдущих двух задач.
V. ИТОГ УРОКА
· Что мы повторили на уроке?
· Что нового вы узнали?
· Поставьте по одному уместном вопросу на эту тему.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение по учебнику.
► Сделайте фонетический разбор слов мудрость, вдохновение, искренность.
► Найдите и выпишите 5-6 пословиц о мудрости. Дайте толкование этого слова.