СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 61
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 23. ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ. ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
Цель: развивать навыки анализа деловой документации, углублять знания об официально-деловой стиль речи, научить составлять отчет (устный и письменный) о проделанной работе, оформленный в виде связного текста; способствовать обогащению словарного запаса, совершенствовать грамотность учащихся; развивать навыки работы в коллективе, воспитывать культуру деловой речи.
Тип урока: урок развития речевых умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Введение учащихся в понятийно-терминологический пространство урока
Выборочная работа
► Выберите из приведенных характеристик стилей то, что касается официально-делового стиля и составьте монологичное высказывание о официально-деловой стиль речи.
Четкое соблюдение принятых в обществе форм; использование многозначности слова; избежание разговорных, просторечных, эмоционально окрашенных слов и выражений; использование средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и оклики, инверсия и т.д.); широкое использование терминологии и абстрактной лексики; точность, ясность, краткость в изложении мыслей; употребление слов только в прямом значении; употребление слов с переносным значением; использование всех языковых средств.
Лексическая работа
► Переведите на украинский языковые клише, которые употребляются в официально-деловой речи.
ГІользуясь случаем - имея возможность, за предельї организа - ции за пределы предприятия, ученая степень - ученая степень, заверить подписью - засвидетельствовать подписью, соблюдать закон - следовать закону.
IV. Выполнения системы практических заданий, направленных на развитие коммуникативных умений
Беседа за вопросами
► Спираіючись на собственный опыт и знакомство с деловой документацией, попробуйте ответить на вопрос:
1. Что такое отчет?
2. В каких случаях он составляется?
3. 3 какой целью?
Комментарий учителя. Отчет - где документ, в котором в письменной форме подается уведомление о выполнении какой-либо работы. Отчеты бывают статистические (цифровые) и текстовые, разовые и периодические. Периодические утверждаются руководителем, который подписал план представления отчетов; разовые адресуются должностным лицам, от которых получены задания. Материал отчета может быть разделен на части, которые нумеруются арабскими цифрами.
Коллективная работа
► Сравните образцы отчетов. Составьте примерный план отчета.
ОТЧЕТ
о командировке экспертной комиссии
С 12 по 24 июня 2013 года экспертная комиссия в составе: Павлюченко И. В., Ружицкая Л. А., Сусь А. П., Молодец О. О.- находилась в командировке в г. Херсоне для ознакомления с состоянием хранения архитектурных памятников.
Мы исследовали состояние таких памятников:
1) Очаковская южные ворота крепости, памятник архитектуры конца XVIII ст.
2) Свято-Екатерининский собор, памятник архитектуры 1782-1787 гг.
3) Арсенал, памятник архитектуры, 1784 г.
Считаем необходимым отметить следующее:
1. Старинные здания находятся в основном в удовлетворительном состоянии.
2. В очень хорошем состоянии находится Свято-Екатерининский собор, памятник архитектуры 1782-1787 гг., где установлено специальное оборудование, следит за кондиционированием воздуха.
3. Здание Арсенала используется под местную телевизионную студию и находится в хорошем состоянии.
4. На отдельные случаи халатного отношения к хранению исторических памятников составлены акты.
25.06.2013 г. Подписи всех членов экспертной комиссии
ОТЧЕТ
старосты 10-А класса Перебейнос Л.
о состоянии хранения учебников
учениками 10-А класса школы № 2 г. Новой Каховки
С 1 по 15 января 2013 года были проверены учебники 10-А класса.
Цель проверки: определить состояние хранения учебников учащимися 10-А класса.
Проверкой установлено, что большинство учащихся сохраняют учебники в хорошем состоянии. Учебники обернуты, нет никаких пометок. Лучше всех сохраняют учебники ученики: Мартиник Т., Иванова Т., Уманец Н.
Проверкой зафиксированы также факты нечистоплотного использования учебников: мятые страницы учебников Петровой Г, Скариніної В., сделаны пометки в учебниках Жгуна О., Зайцевой А.
Предложения:
1. Не выдавать учебники ученикам, которые недобросовестно относятся к их хранению.
2. Разработать систему взысканий за на звание учебников.
15 января 2013 г. Подпись
ОТЧЕТ
классного руководителя 10-Б класса Мельниченко О. В.
об экскурсии учеников школы краеведческого музея города
20 марта 2013 г. ученики 10-Б класса (25 человек) находились на экскурсии в краеведческом музее города.
Цель проведения экскурсии - прослушать лекцию «Наш город в годы Великой Отечественной войны», просмотреть выставочные залы.
Лекция для учащихся была содержательной, интересной. Дети имели возможность в течение двух часов рассмотреть все экспонаты выставочного зала, посвященного Великой Отечественной войне.
Предложения:
1. На уроках истории провести беседу с учащимися, проверить усвоение материала.
2. На уроке украинского языка составить письменный отчет об экскурсии.
20 марта 2013 г. Подпись
Методический комментарий. План отчета может иметь такой вид:
1. Название документа.
2. Название учреждения, организации, должности лица или лиц, которые отчитываются.
3. Определение срока, за который производится отчет.
4. Текст отчета (освещаются положительные и отрицательные стороны работы, приводятся факты, объясняются причины невыполнения, делаются выводы и вносятся предложения).
5. Дата составления отчета.
6. Подпись лица, которая составляла отчет.
Самостоятельная работа
► По данному началу составьте отчет, который отражал бы качество проведения запланированных мероприятий с указанием положительных и отрицательных примеров; сделайте выводы и внесите предложения.
ОТЧЕТ
классного руководителя 10-В класса ...
об участии учеников 10-В класса в школьном конкурсе...
V. Итог урока
► Проверка выполненных работ.
VI. Домашнее задание
► Составьте письменный отчет по выбору: о выполнении какого-то общественного поручения, о проведении культпоходов и т.д.