Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 61

Тема. Бенефис прямоугольного параллелепипеда

Цель. Закрепить знания учащихся по умению находить площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда. Развивать культуру общения, интерес к математике, расширить кругозор учащихся. Воспитывать чувства ответственности, заинтересованности в конечном результате своей работы, учить учащихся этики и культуры общения.

Тип урока: общественный смотр знаний.

Оборудование: таблицы „Прямоугольный параллелепипед”, „Куб”, набор геометрических фигур, клей, ножницы, простые карандаши, линейка, угольники.

Присутствуют: ученики класса и их родители, директор школы.

Родители и все присутствующие сидят по одну сторону, а ученики сидят по другую сторону напротив них.

Оформление класса: таблицы „Метрическая система мер”, „Прямоугольный параллелепипед”, „Куб”, „Зависимость между мерами длины, площади, объема ”

На доске надписи

„Математика - барометр цивилизации”.

„Природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники и иные математические фигуры”. (Галилео Галилей)

 

Ход урока

И. Проверка домашнего задания. (собрать тетради)

II. Обобщение и систематизация знаний.

Вступительное слово учителя.

Математика - самая древняя из всех наук. Еще в давние времена математику называли „царицей наук”. Древнегреческий философ Платон (ИV вв. до н.э.) считал математику орудием для изучения философии и над дверью „Академии” - дома, в котором он занимался со своими учениками, велел сделать надпись: „Пусть сюда не входит никто, кто не знает геометрии”.

Выдающиеся ученые всех времен придавали математике огромного значения „Никакое человеческое исследование не может быть названо истиной, если оно не проходит через математические доказательства”, - писал знаменитый итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи.

„Математику уже потому учить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В.Ломоносов)

Математика родилась из практических потребностей человека и продолжает оставаться тесно связанной с практикой, причем становится ей все более нужной.

Математика помогает человеку во всех ее делам. Она нужна инженерам, конструкторам, бухгалтерам, работникам, бизнесменам, строителям, художникам, операторам и так далее.

Без математики невозможно не только изучать, а даже формулировать законы физики, химии, других наук. И не удивительно, что математику теперь часто называют „универсальным языком Вселенной” и вам, будущим, вносить свой вклад в дальнейшее развитие науки, техники, экономики.

 

Ты давно признана главой всех наук,

Нужна нам ты всегда, везде и всюду.

Без математики мы сейчас как без рук.

С тобой из сказки творят действительность люди,

Освоить тебя, рвемся в полет,

Создали мы уже умные машины.

Штурмуем космический мир.

В разных фактов узнаем причины

С тобой мы неустанно растем,

С тобой покоряем природу

Твои достижения мы отдадим

На благо украинского народа

 

Сегодня мы подводим итоги изучение понятия площади и объема.

Далее выходят 2 ученика, одетые согласно своих сообщений, которые читают исторические справки.

№ 1. Я - куб. Греческое слово „Кібос” буквально означает „игральная косточка”; тела одинаковой формы были названы кубами. Этот термин встречается у Евклида. Куб имеет 6 граней, 12 ребер, 8 вершин, в каждой вершине сходятся 3 ребра. Каждая грань куба - квадрат. Куб, ребро которого а, то объем определяется по формуле

V=а · а · а =а3

№ 2. Я - прямоугольный параллелепипед, тоже греческого происхождения, фигура, которая похожа на куб, но в которой не все ребра уровне. Прямоугольный параллелепипед имеет тоже 6 граней, 12 ребер, 8 вершин, его грани - прямоугольники. Сумма их площадей - площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Куб - отдельный вид прямоугольного параллелепипеда. Еще в древнем Египте, Вавилоне, Индии пользовались практическими правилами нахождение объемов тел кубической формы. Объемы сооружений такой формы там вычисляли умножением площади основания на высоту. Эти правила было найдено в результате практики строительства зернохранилищ, ирригационных сооружений, и т.д. Знак V объема тела есть первая буква латинского слова Volumen - объем. Если измерения прямоугольного параллелепипеда а, b, с, то его объем V=а · b · c.

Далее выходят 2 ученика - сказочники, переодетые в клоуны.

Клоуны читают

1. Приветствует математика

Сегодня в классе вас

Урок интересный и необычный

Состоится у нас.

2. Если хочешь достичь в жизни своих вершин, математику понять должен тонко к глубин.

Они рассказывают план проведения урока. Сначала выбираем жюри из 3 членов, которое оценивает работу учащихся и их родителей. В состав жюри входят учитель математики, который не читает в этом классе, директор школы, один из родителей.

Клоуны тем временем раздают листки настроения каждому ученику. Они должны закрасить цветными карандашами ту физиономию которая соответствует его настроению в начале урока

 

После выполнения листки настроения собирает клоун и отдает жюри, другой раздает листки бумаги и проводит диктант с классом.

1. Если а - сторона квадрата, то что означает 4а?

2. Если а и b - измерения прямоугольного параллелепипеда, то можно определить объем?

3. 30 см + 3 м.

4. Если по 1 минуту автомобиль проезжает 2 км, то сколько километров он проедет за 1 час?

5. Изменится объем прямоугольного параллелепипеда, если за основу взять другую его грань?

Клоун собирает листки и отдает жюри, другой опять раздает бумагу. В дверь постучали и зашла „почтальон”, которая передала клоуну 3 конверта. Разрывают 1 конверт и клоун читает „Дорогой друг. Помоги мне решить задачу, а то я не попаду на новогоднюю елку.

Какова площадь поверхности куба, ребро которого 9 см.” Снегурочка.

Клоун вдруг растерялся, потому прекрасная Снегурочка назвала его другом, и забыл за ребра и за куб. Он обращается к детям за помощью. Потом собирает развязки и сдает жюри. А в этот время другой клоун раскрывает 2 конверта, в котором помощь просят строители „Объем физкультурного зала 1800 м, его высота 5 м2, площадь зала?

Разрешение: 1800 ·5 = 360”

Дети, очень прошу вас помочь строителям разобраться в этой задаче, исправить допущенные ошибки. Один клоун раздает листки, второй пишет на доске задачу. После того, как данное задание решили и сдали жюри, клоун снова разрывает 3 конверт, в котором 2 листка. Один из них он дает ученикам, а другой их родителям.

Задача № 1

Длины аквариума 80 см, ширина 40 см, высота 60 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края на 10 см.

Задача № 2

Во сколько раз объем куба с ребром 4 см меньше объема куба 4 дм?

Ответы клоун собирает и отдает жюри.

Далее родители и дети садятся вместе и выполняют практическую работу. Клоун предлагает конкурс на лучший склеен куб или прямоугольный параллелепипед. После окончания работы фигуры сдают жюри, которое учитывает и эстетическое оформление фигуры и время выполнения. В конце урока жюри подводит итоги, объявляет результаты и оценивает работу учащихся. А клоуны тем тем раздают „лист настроения”, которые зарисовывают дети по своему состояния. Потом собирает эти листья и сдает жюри, которое подводит итоги по настроению класса. Далее клоуны высыпают на столы, за которыми сидят дети и родители, кубики на которых написаны буквы. Родителям из одной коробки, а детям с другой. Предлагает сложить отдельно слова. Родители составляют слово „Украина”, а дети „Дружба”. Пока составляли слова, то клоуны читали поэзию.

Если хочешь достичь

В жизни своим вершинам

Математику понять

Должен тонко, до глубин

 

Калькулятор и компьютер, -

Кто сегодня их не знает?

И за пояс их запихнуть

Может светлая голова

 

Если хочешь бизнесменом

После школы, дружище, пол,

Все правила и формулы

Должен хорошо пам'ятать.

 

Если врачом ты станешь,

То, пятикласснику, здесь запомни:

Когда где-то ошибешься -

Кто-то поплатится жизнью.

 

Не махай на все рукой,

Не ленись, а учись!

Ибо чему научишься в школе,

Понадобится еще когда-то.

 

Итоги урока

1. Дети рассказывают о трудностях, которые встречались во время решения задач.

2. Ученики рассказывают, что на уроке им понравилось делать.

3. Родители высказывают свои мнения и пожелания относительно проведенного урока.

Далее итог подводит учитель.

Вот и закончился наш урок тематической аттестации. Вы все усердно поработали и получили результат своего труда. Сегодня у вас победила дружба. Спасибо всем за урок.

Все хорошо работали,

Старались, как могли.

Нет проигравших -

Здесь все победили

Задание на дом. Вопросы для самопроверки (учебник в. 177)