Урок № 61
Тема. Решение задач
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о изучены соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике и их свойства. Отработать навыки применять полученные знания для решения прямоугольных треугольников и задач на нахождение элементов других фигур.
Тип урока: усвоение умений и навыков.
Наглядность и оборудование: конспекты 21-23.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Решение домашних задач комментируются с готовыми рисунками, выполненными заранее.
III. Формулировка цели и задач урока
Общая цель урока, как почти и всех уроков решения задач, закрепить знания учащихся по теме «Решение прямоугольных треугольников» и освоить способы применения этих знаний; формировать умение оперировать приобретенными знаниями в стандартных и нестандартных ситуациях.
IV. Актуализация опорных знаний
Выполнение устных упражнений
1. Как найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катет и острый угол?
2. Как найти острый угол прямоугольного треугольника, когда известны противоположный этому углу катет и гипотенуза?
3. Как найти острый угол прямоугольного треугольника, когда известны прилежащий к этому углу катет и гипотенуза?
4. Назовите значения тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60°.
5. Опишите решение прямоугольного треугольника:
а) по гипотенузой и острым углом;
б) катетом и острым углом;
в) по гипотенузой и катетом;
г) за двумя катетами.
V. Формирование умений
Применение знаний в стандартных ситуациях
1. По данным рис. 1 найдите tg α.
2. На рис. 2 ABCD - прямоугольник. Найдите х и у.
3. По данным рис. 3 найдите х.
4. На рис. 4 ABCD - трапеция, О - центр вписанной окружности. Найдите РАВСD.
Применение знаний в нестандартных ситуациях
1. Диагональ прямоугольника равна 10, а угол между диагоналями - 40°. Найдите стороны прямоугольника.
2. Тень от столба высотой 11 м составляет 4,4 м. Выразите в градусах высоту Солнца над горизонтом.
3. Решите прямоугольный треугольник (рис. 5) по сумме катетов т и острым углом α.
4. Высота прямоугольного треугольника делит гипотенузу в отношении 1 : 3. Найдите острые углы треугольника.
5. На рисунке 6 показан способ измерения высоты предмета, основание которого недоступна. Найдите эту высоту, если АВ = d, CAD = α, CBD = β.
@ Под стандартными ситуациями в этом случае понимают задачи за готовыми рисунками, по содержанию которых определяется, какое из изученных утверждений следует использовать. Нестандартные ситуации обычно представлены задачами, в которых следует применять дополнительный материал, а также проявить элементы творческого мышления.
VI. Итоги урока
Подводя итоги урока, приходим к выводу, что решение многих задач на нахождение элементов четырехугольников приводит к необходимости решать прямоугольный треугольник (описание ситуации можно воссоздать, пользуясь рисунками к решенных задач).
VIII. Домашнее задание
Повторить содержание изученного материала.
Решить задачи.
1. Синус угла при основании равнобедренного треугольника равен , а высота, проведенная к основанию, - 16 см. Найдите основание треугольника.
2. В рівнобедреній трапеции угол при основании равен 135°, меньшее основание и боковая сторона - соответственно 8 и 10. Найдите среднюю линию трапеции.
3. Найдите угол подъема горного шоссе, если на расстоянии 400 м высота подъема составляет 28 м.