Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 10 классов

УРОК 61

Тема. Решение логарифмических неравенств

 

Цель урока. Формирование умений учащихся решать логарифмические неравенства

И. Проверка домашнего задания

Проверить наличие выполненных домашних заданий и ответить на вопросы, возникшие у учащихся при выполнении этих заданий.

 

II. Восприятие и осознание решения логарифмических неравенств (которые решаются введением новой переменной)

Пример 1. Решите неравенство log x - log5 x > 2.

Решение

Пусть log5х = у, тогда получим неравенство у2 - у - 2 > 0.

Решим полученное неравенство методом интервалов (рис. 171): y (-; -1)(2; +).

 

 

 

Учитывая замену получим:

1) log5 x -1; log5 x log5 ; х ;

2) log5 x > 2; log5 x > log525; x (25; +). Следовательно, (25; +) - решение данного неравенства.

Ответ: (25; +).

Пример 2. Решите неравенство .

Решение

Пусть lg x = у, тогда получим неравенство

; в ≠ 1; ; ; .

Решим полученное неравенство методом интервалов (рис. 172): в (-1; 1].

 

 

 

Учитывая замену, получим -1 lg x 1.

Тогда следовательно, х (0,1; 10] (рис. 173).

Ответ: (0,1; 10].

 

 

 

III. Формирование умений решать логарифмические неравенства

Выполнение упражнений№ 59 (10), 60 (15).

 

IV. Восприятие и осознание решения логарифмических (комбинированных) неравенств методом интервалов

Пример 1. Решите неравенство (3х - 6)log0,5 x > 0.

Решение

Пусть в = (3х - 6) log0,5 x, у > 0.

Область определения функции: х > 0.

Найдем нули функции: (3х - 6) · log0,5 x = 0;

3х - 6 = 0, log0,5 х = 0;

х = 2, х = 1.

Разобьем область определения функции на промежутки точками 2 и 1 и найдем знаки функции на образовавшихся промежутках (рис. 174). Следовательно, х (1; 2).

Ответ: (1; 2).

 

 

Пример 2. Решите неравенство log x-3- 1) 2.

Решение

Пусть у = log x-3- 1) - 2 и в 0. Область определения функции находим из системы: х (3; 4) (4; +).

Найдем нули функции: log x-3- 1) = 2; х - 1 = (х - 3)2; х - 1 = х2 - 6х + 9; х2 - 7х + 10 = 0; х = 5, х = 2. х = 2 - не входит в область определения функции. Проверкой убеждаемся, что х = 5 - нуль функции.

Разобьем область определения функции на промежутки точкой 5 и найдем знаки функции на образовавшихся промежутках (рис. 175).

Следовательно, х (3; 4) (5; +).

Ответ: (3; 4) (5; +).

 

 

V. Формирование умений решать логарифмические неравенства

Выполнение упражнений№ 59 (8), 60 (12).

 

VI. Восприятие и осознание графического способа решения логарифмических неравенств

Пример. Решите неравенство log3 x 4 - х графически.

Решение

Построим графики функций у = log3 x и у = 4 - х в одной системе координат. Графики пересекаются в точке А с абсциссой х = 3 (рис. 176).

Из рисунка видно, что множество решений неравенства log3 x 4 - х является промежуток (0; 3].

Ответ: (0; 3].

 

VII. Подведение итогов урока

 

VIII. Домашнее задание

Подготовиться к тематической контрольной работы. Упражнения№ 59 (7; 9), 60 (11).