6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 25
Тема урока. Сольфеджування упражнения в размере 2/4. Разучивание песни И. Шамо "Украина, любовь моя". Слушание музыки. И. Шамо "Веснянка"
Цель урока: углублять с детьми приобретенные знания, умения и навыки сольфеджування упражнений; развивать музыкальную память, ритмический слух и певческие навыки; воспитывать интерес к музыке, любовь к Родине.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, нотный текст песни, портрет И. Шамо.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки.
1) Пение упражнения на цепное дыхание.
2) Пение на разных штрихах: стаккато и легато.
III. Сольфеджування упражнения.
- Какие вы знаете размеры музыкальных произведений?
(Дводольний, трехдольный, четыре, шестидольний, а также переменный).
- На доске упражнение, которое не имеет размера. Ваша задача поставить размеры и просольфеджувати упражнение, но сначала определите тонику и лад.
(Тональность до мажор).
Настройка, пение мажорного звукоряда от к и тонического трезвучия.
2. - Сольмізація и сольфеджування упражнения.
IV. Разучивание песни.
Украина, любовь моя
Слова Д. Луценко
Музыка И. Шамо
Ты протянулась за синие Карпаты
В буйных садах и розмаї дубрав.
Как верную любовь, как ласковую мать,
В сердце ношу тебя я.
Припев:
Моя Родина
Моя Украина,
Украина, любовь моя!
Ты расцвела в голубых барвінках,
В славе и добрые, как радуга ясная.
Поет даль о молодость звонко,
В радости и счастье сияет.
Припев.
Где бы я не был, а утесы Славуты,
Села и города в подніпровськім края,
Как мать свою, не могу забыть,
Всегда люблю тебя я!
Припев.
1. Сегодня на уроке мы изучим с вами новую песню украинского композитора Игоря Шамо „Украина, любовь моя”. Это еще один композитор, творчество которого связана с национальными традициями, обычаями. Вы знаете, что народное искусство - это основа профессиональной музыки. Композиторы прославляли в своих произведениях величие и красоту своей Родины, а также любовь к ней и своего народа. Я вам сейчас исполню эту песню, а вы определите :
- основной смысл текста песни;
- характер произведения, лад. (Иллюстрирую песню на всех куплетах).
Дети определяют порядок и характеризуют песню.
2. Далее разучиваю за нотным текстом по фразам, обращаю внимание на половинные ноты, которые надо выдержать, чистоту интонирования, дикцию.
V. Слушание музыки.
1. Беседа.
Музыка Игоря Шамо приобрела широкой популярности. Его песни разнообразны по тематике и образному содержанию. Это произведения о Родине, о героях Великой Отечественной войны, а также хоровая опера «Ятранські игры». В ней 30 хоровых песен, разных и песен обрядового цикла - веснушек, купальских, жатк, лирических, свадебных. Здесь есть акапельные песни, двух - и трехголосные, камерные, хоровые, полифонической построения, а также композитор ввел в партитуру оперы игру на народных музыкальных инструментах и многое др. Основная тема оперы - любовь к родной земле, ее обычаев и традиций. Послушайте одну из песен весеннего цикла, что имеет название „Веснянка” и определите характер исполнения песни, темп, лад.
2. Дети слушают произведение и высказывают свои мнения об услышанном.
3. Повторное слушание произведения.
VI. Итог урока.