6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 24
Тема урока. Переменный размер. Работа над песней "Веснянка". Слушание музыки. Г. Свиридов. Сюита № 6 "Время, вперед"
Цель урока: закрепить с учащимися понятия „переменный размер” и его использование в музыкальных произведениях; развивать у детей музыкально-ритмический слух и вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к музыке, любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица, магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет Г. Сковороды.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Дети, вспомните, на прошлом уроке я подчеркивал, что кроме переменных ладов, в музыкальных произведениях может быть переменный размер, как вот, например, в упражнении, которая написана на доске.
- Как меняется здесь размер? (Сначала 3/4, потом 4/4, опять 3/4 на 4/4).
- Давайте проплескаємо это упражнение, называя склады ритма или 1и 2и 3и 4и, а потом словами.
В переменном размере написана песня „Ой в лузе красная калина”. Давайте вспомним ее.
III. Распевки и работа над песней В. Филипенко „Веснянка”.
Работаю над дыханием, дикцией, чистотой интонирования. Исполняем песню в сдержанном темпе, не очень громко, но игриво и радостно.
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
Сегодня, дети, мы с вами познакомимся с творчеством композитора XX сх. Музыка XX в. претерпела значительных изменений. Это джазовая музыка, симфонии Д. Шостаковича, оперетты И. Кальмана. Художники XX в. всегда были в авангарде событий и своим искусством отражали действительность. Таким был русский композитор Георгий Свиридов, который создал собственный яркий стиль в музыке - это кантаты, оратории, симфонические поэмы, вокальные циклы и песни. Особенно сильна его музыка к кинофильмам „Метель” и „Время, вперед”.
Сегодня послушайте VI часть сюиты с музыкой к кинофильму „Время, вперед” Это рассказ о мужественных людей, которые строили на Урале город Магнитогорск Сюита состоит из шести частей, различных по характеру и содержанию.
2. Дети слушают VI часть сюиты и думают, почему композитор так назвал ее и чем воспользовался, какими средствами музыкальной выразительности, чтобы изобразить время, которое движется вперед.
3. Характеристика прослушанного.
V. Итог урока.