География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 5. Географическая оболочка

 

Урок 57. Географическая оболочка. Общие закономерности географической оболочки

 

Цель: ввести понятие «географическая оболочка»; сформировать общие закономерности географической оболочки на суше и в океане; научить оценивать практическое значение общих закономерностей географической оболочки; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебники, атласы, глобус Земли.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Беседа

• Что такое широтная зональность?

• Почему распространения растений, животных, почв подчиняется закону широтной зональности?

• В каких оболочках существует жизнь?

• Могут ли живые организмы и почва обходиться без воздуха, воды?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

В природе наблюдается взаимосвязь всех оболочек. Горные породы, воздух, вода, растительность и животный мир - это составные части геосфери. В результате взаимосвязей этих частей возникает единый природный комплекс. С крупнейшим природным комплексом Земли мы и познакомимся сегодня.

 

IV. Изучение нового материала

Работа со словарем. Оболочка, в пределах которой соприкасаются, проникают друг в друга и взаимодействуют верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы, гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.

Задачи. Составьте схему взаимосвязей различных компонентов географической оболочки.

Природные компоненты закономерно сочетаются и образуют неразрывные системы - природные комплексы.

Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сочетание». Изменение одного из компонентов приводит к изменению всего комплекса. Самый крупный природный комплекс - географическая оболочка. Она состоит из меньших природных комплексов. Каждый природный комплекс характеризуется определенным строением литосферы, атмосферы, поверхностными и подземными водами, почвами, растительностью и животным миром.

Средняя мощность географической оболочки - 55 км. За ее верхнюю границу принимают тропопаузу - переходный слой от тропосферы до стратосферы, расположенный на высоте 8-10 км в приполярных широтах, 10-12 км в умеренных широтах, 15-16 км в тропиках, 18 км над экватором.

Нижняя граница географической оболочки совпадает с нижней границей земной коры - поверхностью Мохо. Поверхность Мохо находится под горами на глубине до 75 км, под равнинами - 35-40 км, под дном океанов в среднем - 7 км.

Проблемный вопрос. Благодаря чему развивается географическая оболочка?

Основной фактор, благодаря которому развивается географическая оболочка, - это энергия Солнца и внутреннее тепло Земли.

На солнечную радиацию приходится 99,8 % всего тепла, поступающего к земной поверхности, поэтому именно она является основным двигателем всех природных процессов.

Географическая оболочка существует в основном благодаря внутренним связям, которые возникают между компонентами. В географической оболочке зарождается жизнь, в ней живет человечество. Наряду с внутренними связями существуют и внешние - с космосом и недрами. Извне в географическую оболочку попадают также космические лучи, пыль и метеориты, из земных глубин - различные газы и соли.

Свойства географической оболочки: наличие жизни, круговорот веществ (воды, биологический, веществ в земной коре), наличие веществ в трех состояниях.

Огромную роль в географической оболочке Земли играет биологический круговорот. В него вовлечены все живые организмы, атмосфера, гидросфера и верхняя часть литосферы. Основной процесс биологического круговорота - фотосинтез.

Беседа

• Что такое фотосинтез?

• В чем заключается основная суть фотосинтеза?

Фотосинтез играет ведущую роль в создании около 150 млрд т органического вещества, при этом усваивается 300 млрд. т углекислого газа и выделяется около 200 млрд. т свободного кислорода.

Беседа

• Как происходит круговорот воды?

• Как происходит круговорот веществ в земной коре?

Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.

Работа с учебником. Подготовить рассказы о основные закономерности географической оболочки.

Задачи. На основе рассказов учащихся, а также учебников заполнить таблицу.

 

№ п/п

Название закономерности

Суть закономерности

Пример закономерности

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков Задачи. Выбрать номер вопроса, ответить на него после объявления (каждый вопрос имеет свою цену)

1) Географическая оболочка - это... (2 б.)

2) Целостность - это... (2 б.)

3) Ритмичность - это... (2 б.)

4) Природный комплекс - это... (2 б.)

5) Привести примеры природных комплексов. (2 б.)

6) Что такое круговорот воды? (2 б.)

7) Самый большой природный комплекс Земли - ... (1 б.)

8) Что такое зональность? (2 б.)

9) Закономерная повторяемость природных процессов и явлений во времени. (2 б.)

10) Сочетание компонентов природы, находящихся во взаимодействии и образуют неразрывную систему. (2 б.)

11) Верхняя граница географической оболочки? (2 б.)

12) Нижняя граница географической оболочки совпадает с поверхностью. (1 б.)

13) Закономерности географической оболочки? (5 б.)

14) Почему происходят сезонные изменения у растений и животных? (3 б.)

15) Назвать возрастные ритмы. (2 б.)

16) Какие вы знаете природные компоненты? (2 б.)

17) Как происходит круговорот веществ? (4 б.)

18) Что такое фотосинтез? (2 б.)

19) Средняя мощность географической оболочки? (1 б.)

20) Благодаря чему розивається географическая оболочка? (4 б.)

21) Почему проявляется зональность? (2 б.)

22) Что такое азональність? (2 б.)

23) Нарисовать схему взаимосвязей природных компонентов. (6 б.)

24) Нарисовать схему круговорота кислорода.(6 б.)

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий раздел учебника.

• Подробнее ознакомиться с картой природных зон мира.