География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 61

Тема. НАСЕЛЕНИЯ. РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА МАТЕРИКЕ

 

Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях населения Евразии, его расовый, этнический, религиозный состав; углубить практические навыки учащихся анализировать причины неравномерности расселения населения по территории материка, развивать навыки работы с картами атласа, формировать умения работы в паре, отстаивать собственное мнение, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Евразии, иллюстративный материал, диаграммы населения, атласы, учебники.

Опорные и базовые понятия: человеческие расы; этнический состав населения, расы, численность населения, плотность населения.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Прием «Микрофон»

• Назовите главные особенности природных зон Евразии.

• Какие природные зоны Евразии наиболее изменены человеком?

• Почему человек существенно влияет на природу материка?

• Какие примеры последствий хозяйственной деятельности человека на природу Евразии вы можете привести?

• Приведите примеры положительного влияния человека на природу Евразии.

• Приведите примеры негативного влияния человека на природу мтерика.

• Какие меры решения экологических проблем вам известны?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Привлекательная цель»

Учитель. Грандиозность Евразии проявляет себя множеством способов. Это и огромные размеры материка, и количество евразийского населения, и количество представителей расового и этнического состава населения. За этими и многими другими показателями Евразия стабильно удерживает мировое первенство. На материке проживает более 4 млрд. человек (это около 2/3 всего населения Земли). На сегодняшнем уроке мы совершим общее знакомство с особенностями населения и размещением населения на материке. Кто же они, те люди, что живут на материке?

 

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о расах, проживающих на территории Евразии

2. Прием «Творческая лаборатория»

Задачи. По карте «Расы» определите основные регионы размещения рас территорией Евразии. На основе личных наблюдений объясните разницу во внешнем виде представителей рас. (Задание выполняется по рядам: I ряд - европеоидная раса, II ряд - экваториальная раса, III ряд - монголоидная раса.)

3. Прием «Путешествие»

Учитель. В Евразии проживает очень много народов. Каждый из них имеет свой язык, обычаи, традиции и именно по этим признакам формирует этнос, языковую семью и группу. Так, украинцы принадлежат к индоевропейской языковой семье, славянской группе народов, китайцы - к китайско-тибетской языковой семьи. Наиболее многочисленная - индоевропейская языковая семья, народы которой живут в Европе, Индии, Иране.

Задачи. По картам атласа определите:

• Какую часть Европы заселяют представители славянской группы народов?

• Какие народы заселяют Азию?

• На каких языках разговаривают жители Евразии?

4. Прием «Творческая лаборатория»

Задачи. По картам атласа определите территорию с максимальной и минимальной плотностью населения. Пользуясь приобретенными знаниями о природе Евразии, объясните взаимосвязь густоты населения с природными условиями. Приведите конкретные примеры.

5. Прием «Пресс-конференция»

Подведение итогов выполнения задания.

 

V. Закрепление изученного материала

1). Прием «Блицопрос»

1. Кратко охарактеризуйте населения Евразии: расовый состав, языки, количество и густота.

2. В чем вы видите причины неравномерного размещения населения на материке Евразия?

2). Прием «Экспресс-тест»

1. Часть Евразии, в которой проживают славянские народы:

а) Восточная Европа и Северная Азия;

б) Северная Азия и Северная Европа;

в) Северная Европа и Южная Азия;

г) Южная Азия и Восточная Европа.

2. Наибольшая численность населения характерна для:

а) россиян; б) индусов; в) китайцы; г) японцев.

3. Регион для стран которого характерна наивысшая плотность населения:

а) Северная и Центральная Азия;

б) Центральная и Восточная Азия;

в) Восточная и Юго-восточная Азия;

г) Юго-восточная и Юго-западная Азия.

4. Плотность населения на острове Ява:

а) низкая; б) средняя; в) высокая; г) одна из самых высоких на Земле.

5. Полуостров, для которого характерна низкая плотность населения:

а) Индокитай; б) Аравийский; в) Корея; г) Индостан.

6. Страны в которых преобладает славянское население:

а) Венгрия и Словакия; б) Словакия и Польша; в) Польша и Германия; г) Германия и Голландия.

7. Предками каких народов были мадьярские племена?

а) Поляков б) венгров; в) словаков; г) чехов.

8. Наименьшая доля городского населения свойственна странам Европы....

а) Южной; б) Восточной; в) Западной; г) Северной.

9. Религии, родиной которых является Юго-Западная Азия:

а) христианство и мусульманство; б) мусульманство и буддизм; в) буддизм и ламаизм; г) ламаизм и христианство.

10. Часть Азии, для которой наиболее характерно кочевое население, занятое животноводством:

а) Южная; б) Юго-Восточная; в) Центральный; г) Юго-Западная.

11. Производство бумаги из коры тутового дерева был изобретен в:

а) Индии; б) Китае; в) Японии; г) в Пакистане.

12. Главная проблема современного Китая:

а) истощение природных ресурсов;

б) быстрый рост численности населения;

в) нехватка обрабатываемых земель;

г) дефицит водных ресурсов.

 

VI. Итог урока

Прием «делаю выводы»

• Население Евразии является самым многочисленным по сравнению с населением других материков.

• На территории Евразии живут представители трех рас, в Европе преобладают европеоидная, в Азии - монголоидная.

• Природные условия и уровень экономического развития обусловили неравномерное расселение населения по территории материка Евразии.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст в учебнике.

• Нанести на контурную карту размещения населения по территории Евразии.

• Подготовить сообщение о население, страны, города Евразии.

 

Дополнительный материал к уроку

АФОН - «Святая гора» Православной церкви, расположенная вблизи города Салоники (Греция). Эта гора (2033 м над уровнем моря) является местом монашеских поселений, первое из которых было основано в конце IX в. Петром Афонским. К XV в. афонские поселения находились под суверенитетом византийских императоров, позднее здесь властвовали турки. Однако при обоих правлениях Афон пользовался местной автономией. В 1912 г. полуостров был аннексирован Грецией, которая в 1926 г. признала за Афоном статус теократической республики, которой управляет совет из четырех членов и т. н. синаксис (собрание), состоящий из 20 представителей всех афонских монастырей. Афонская община имеет в своем распоряжении свою собственную полицию. На территорию монашеских поселений (около 78 км2) не допускаются женщины и животные женского пола. В античности гора Афон была посвящена Зевсу и иногда именовалась «фракийским сторожевой башней Зевса Афонского».

С самых ранних произведений индийского литературы известно, что народы, которые говорили на арийском наречии в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500-1200 гг. до н. э.), уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьїв (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269-232 до н. э.) не сказались на системе наследственных групп. В отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления, но в то же время и не настаивает на полном уничтожении кастовых различий.

Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, с простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложная многослойная система, которая построила строгий порядок чередования и соотношение различных социальных групп. Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколивали фундаментальных основ кастовой организации общества.

Официальная тенденция уменьшать значение кастовой системы привела к тому, что переписям населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.

Широко распространено мнение, что в современной индийской государстве касты утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция, занятая ИНК и правительством Индии после смерти Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората добавили новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний.