Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 62
Тема. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРАЗИИ. КРУПНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА. УКРАИНА СРЕДИ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о современную политическую карту Евразии; углубить практические навыки учащихся работать с тематическими картами атласа и контурными картами; способствовать развитию умения учащихся анализировать материал, который изучается.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: политическая карта Евразии, пейзажи евразийских государств, атласы, учебники, слайды для мультимедийной доски.
Опорные и базовые понятия: государство, страна, столица, экономико-географическое положение, экономический потенциал, социалистическая система, государственный строй, рыночная экономика.
Географическая номенклатура: страны: Великобритания, Германия, Франция, Италия, Польша, Румыния, Греция, Россия, Китай, Индия, Япония, Иран, Ирак, Украина; столицы стран: Лондон, Бонн, Париж, Рим, Варшава, Бухарест, Афины, Москва, Пекин, Дели, Токио, Тегеран, Багдад, Киев.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Блицопрос»
• Назовите особенности населения Евразии.
• Чем обусловлена неравномерность расселения населения на материке?
• В каких частях Евразии преобладают представители европеоидной расы, монголоидной, экваториальной?
• Назовите места Евразии, где образовались древнейшие цивилизации мира.
• Какие религии исповедуют жители Евразии?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Учитель. Страны Евразии отличаются друг от друга не только размерами территории и количеством населения. Их очень различает уровень экономического развития, особенности культуры, религиозных традиций, языка, национальных обычаев.
На территории Евразии расположены и наиболее развитые страны мира (пять государств из «большой семерки» - Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия), и молодые страны, приобрели независимости после распада СССР и социалистической системы (среди них и наше государство), и страны, которые отстают в своем развитии (Афганистан). На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с некоторыми государствами.
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Географическая лаборатория»
Задачи. С помощью справочника ученика, политической и физической карт Евразии дайте характеристику географическому положению стран.
I вариант: Европы; II вариант: Азии.
2. Прием «Картографическая лаборатория»
Задачи. Нанесите на контурную карту границы и отметьте столицы государств: Великобритания, Германия, Франция, Италия, Польша, Румыния, Греция, Россия, Китай, Индия, Япония, Иран, Ирак.
За политической картой Евразии выясните, какие государства являются соседями Украины. На контурной карте проведите границы Украины, подпишите страны, с которыми она граничит.
3. Прием «Путешествие»
Задача 1. С помощью политической карты Евразии в атласе напишите в столбик слева - страны, названия которых начинаются с буквы «И», справа - названия их столиц.
Задание 2. Определите страны, столицами которых являются города: Баку, Минск, Лондон, София, Токио, Пекин, Париж, Ханой, Москва.
4. Прием «Удивлю всех»
Сообщения учащихся (опережающее домашнее задание).
V. Закрепление изученного материала
1). Прием «Микрофон»
• Назовите крупнейшие страны Евразии.
• Дайте характеристику географическому положению Украины.
• Назовите и покажите на карте столицы стран Великобритания, Германия, Франция, Китай, Япония.
2). Прием «Экспресс-тест»
1. Наиболее гористой частью Британских островов являются:
а) Англия; б) Ирландия; в) Шотландия; г) Уэльс.
2. Самая большая по площади из стран Европы:
а) Германия; б) Украина; в) Испания; г) Франция.
3. Наиболее высокоразвитой из стран Европы являются:
а) Италия; б) Франция; в) Германия; г) Великобритания.
4. Франция по сравнению с Германией:
а) больше по площади и численности населения;
б) больше по площади, но меньше по численности населения;
в) меньше по площади, но больше по численности населения;
г) меньше по площади и численности населения.
5. Высшая точка Европы находится на территории:
а) Франции; б) Австрии; в) Швейцарии; г) Германии.
6. Страна, которая граничит с наибольшим количеством стран:
а) Франция; б) Италия; в) Германия; г) Швеция.
7. Наиболее высокой частью Германии являются:
а) северная; б) центральный; в) южная; г) восточная.
8. На Пиренейском полуострове расположены:
а) Франция и Германия; б) Германия и Италия; в) Италия и Испания; г) Испания и Португалия.
9. Страна, которая является родиной Микеланджело, Леонардо да Винчи, Данте, Галилео Галилея:
а) Испания; б) Италия; в) Германия г) Франция.
10. Наиболее крупной по территории страной Евразии является:
а) Индия; б) Китай; в) Саудовская Аравия; г) Россия.
11. Китай в сравнении с Индией:
а) больше по территории и численности населения;
б) больше по территории, но меньше по численности населения;
в) меньше по территории, но больше по численности населения;
г) меньше по территории и численности населения.
12. Наиболее высокоразвитой страной Азии является...
а) Индия; б) Япония; в) Китай; г) Южная Корея.
13. К островных государств в Азии относятся:
а) Япония и Южная Корея; б) Южная Корея и Филиппины; в) Филиппины и Индонезия; г) Индонезия и Афганистан.
14. Главная зерновая культура Японии:
а) пшеница; б) рис; в) просо; г) соя.
15. Страна, которая в прошлом была колонией Великобритании:
а) Китай; б) Япония; в) Индия; г) Иран.
16. Корова считается священным животным в:
а) Японии; б) Индии; в) Китае; г) Саудовской Аравии.
17. Большая часть Индонезии занята:
а) саваннами; б) пустынями; в) влажными лесами.
18. Из стран Азии наибольшую степень континентальности климата характерен для:
а) Индии; б) Японии; в) Монголия; г) Южной Кореи.
19. «Ближним и Средним Востоком» называются страны... Азии.
а) Южной; б) Восточной; в) Юго-Западной; г) Юго-Восточной.
3. Прием «Найди пару»
Учитель заранее готовит на доске перечень стран Евразии и их столиц. Ученикам предлагается найти пару - страну и ее столицу.
VI. Итог урока
Прием «Делаю вывод»
• В целом страны Евразии имеют мощный экономический потенциал.
• На территории Евразии расположены и наиболее развитые страны мира (пять государств «большой семерки» - Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия), и страны, которые характеризуются низким уровнем экономического развития.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст в учебнике.
• Подготовить дополнительный материал о характеристике одной из Евразийских государств.
Дополнительный материал к уроку
• ВАТИКАН, государство-город, независимое государство. Расположен в западной части Рима на правом берегу р. Тибр. Является местопребыванием высших органов управления Римско-католической церковью. Здесь находятся собор Святого Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан - самое маленькое государство мира, его площадь 0,44 км2. Населения (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы.
• Шотландия - составная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Однако политический статус Шотландии в этом названии не отмечен. Хотя Шотландия никогда не была ни автономной, ни федеральной единицей Великобритании и больше не является королевством, это не просто географический или административный район. Шотландию можно рассматривать как отдельную страну. Шотландцы отстаивают свою национальную самобытность и хранят много институтов, которых нет в Англии и других англоязычных странах. Они имеют свою столицу Едінбурґ, свою церковь, законы и суды, свои банки и банкноты.
Урок № 63
Тема. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8. НАНЕСЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА КОНТУРНУЮ КАРТУ МАТЕРИКА
Урок № 64
Тема. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ОБОБЩЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ЕВРАЗИЯ»
(форму и методы урока выбирает учитель)