Западноевропейский Союз (ЗЕС) - европейский военно-политический союз. Включает 10 государств Европы: Бельгию, Великобританию, Грецию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Португалию и Францию. Исландия, Норвегия и Турция, а также Чешская Республика, Венгрия и Польша (с 23 марта 1999 г.) имеют статус ассоциированных членов; Дания и Ирландия, а с 1 января 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция являются наблюдателями ЗЕС. ЗЕС имеет свою Раду и Секретариат, которые в январе 1993 г. были переведены из Лондона в Брюссель, и расположенную в Париже Парламентскую ассамблею. ЗЕС берет свое начало от Брюссельского договора 17 марта 1948 г. о сотрудничестве в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне, который подписали Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция. С подписанием Североатлантического договора в 1949 г. ответственность за военные дела Организации Брюссельского договора, или Западного Союза, перешла к Североатлантическому альянсу (НАТО). За Парижскими соглашениями 1954 г. Федеративная Республика Германия и Италия присоединились к Брюссельскому договору и организацию переименовали в Западноевропейский Союз. Последний продолжает существовать ради выполнения условий и задач, заложенных в Парижских договоренностях. После окончания "холодной войны" открылась возможность для "второго рождения" ЗЕС, но уже в новом качестве. На заседании Европейского совета, которое состоялось 9-10 декабря 1991 г. в Маастрихте был принят ряд решений по совместной внешней политики и политики в области безопасности Европейского Союза. Было продекларировано, что Западноевропейский союз будет развиваться как оборонительного компонента Европейского Союза и в то же время как европейская опора НАТО. Сегодня уже сделаны определенные шаги для того, чтобы ЗЕС стал действенным инструментом европейцев для проведения миротворческих и гуманитарных операций. Направлениями дальнейшего развития ЗЕС является изменение философии этой организации и превращение ее в самостоятельный компонент системы европейской безопасности, преодоления "натоцентристської" ее модели. Ведь несмотря на формальную самостоятельность ЗЕС, в этой организации сохраняется значительная зависимость от НАТО (а значит и США), что значительно уменьшает способность ЗЕС оперативно действовать в кризисных ситуациях. К задачам, которые должен решить Союз в ближайшее время, относятся: преодоление разрыва между все большим весом объединенной Европы и слабым арсеналом средств, который не дает ей возможности играть ведущую роль в урегулировании кризисных ситуаций на континенте; совершенствование механизма достижения консенсуса в процессе принятия решений относительно конкретных действий; создание новой комбинированной и кооперативной архитектуры европейской безопасности на основе уже существующих механизмов безопасности - ОБСЕ, ЕС, НАТО, ЗЕС, СЕАП и Совета Европы. В условиях постепенного сокращения присутствия США в Европе ЗЕС должен со временем взять на себя функции координатора усилий по поддержанию мира на континенте. Речь идет не только о расширении возможностей Союза по использованию сил и средств НАТО, в частности Межнациональных оперативных сил, но и о подчинении ему специальных сил быстрого реагирования, сформированных по принципу многонациональных подразделений, в частности Еврокорпуса, ЄВРОФОР, ЄВРОМАРФОР, британско-нидерландской и испано-итальянской бригады морской пехоты и т.д., а также привлечь на постоянной основе многонациональные миротворческие соединения, создаваемые в регионе Центральной и Восточной Европы, в частности украинско-польский миротворческий батальон. Важным фактором реформирования ЗЕС могла бы стать активизация процесса распространения безопасности на Восток, что сопровождается соответствующим расширением европейских структур. С дальнейшим углублением процессов европейской интеграции критерии членства в ЕС должны быть пересмотрены в сторону их либерализации. В этом контексте не исключено и изменение названия организации, поскольку нынешняя уже давно не соответствует ни ее новому статусу, ни новым задачам, которые стоят перед Союзом. Ведь после окончания блокового противостояния ЗЕС уже не является союзом западноевропейских стран в чистом виде, а и с привлечением центрально - и восточноевропейских государств к процессам европейской интеграции, он, безусловно, будет вынужден продвигаться на Восток. Украина видит в развитии всестороннего сотрудничества с Западноевропейским Союзом важный элемент системы европейской безопасности, поддерживает постоянный контакт с его Секретариатом и Парламентской ассамблеей. В последнее время со стороны Союза также высказывается заинтересованность в развитии сотрудничества с Украиной. Важным шагом в этом направлении является подписанный 30 июня 1997 г. Документ о сотрудничестве в области авиационно-транспортных перевозок между Украиной и ЕС. К этому следует добавить также принятый в конце июня 1999 г. Рабочий план политического диалога и практического сотрудничества между Западноевропейским Союзом и Украинским государством. На нынешнем этапе Украина делает акцент на углублении практического взаимодействия с ЗЕС, наполнении конкретным содержанием уже достигнутых договоренностей с тем, чтобы на этой основе приобщиться к дальнейшему структурированию СЄПБО.
Олейник О. ЗЕС - НАТО, но также продвигается на Восток // Правительство, курьер. - 1998. - 18 апреля.
О. Кордун