Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА
СУЩЕСТВОВАНИЕ
УРОК 61
Тема. Среда обитания и его
факторы
Цель. Расширить и углубить знания о
среды обитания растений и их факторы.
Основные понятия и термины:
наземно-воздушную, водную среды обитания, почва, организмы других существ как
среда обитания, влажность, температурный режим, освещенность.
Оборудование: изображения организмов,
которые обитают в разных средах обитания (кактусы, верблюжья колючка, растения
севере, деревья, травы, кусты нашей зоны, прибрежные, свободно плавающие и
погруженные растения).
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация
оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание
и решения проблемных ситуаций).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
Организационный момент.
|
2
|
2.
Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
3.
Восприятие и первичное осмысление нового материала.
|
20
|
4.
Обобщение и систематизация изученного.
|
15
|
5.
Итоги урока, аргументация оценок.
|
3
|
6.
Домашнее задание.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Подготовительная беседа. Вспомните из
курса “Естествознание” и предыдущих уроков, которые есть среды обитания.
Приведите примеры организмов, которые населяют каждую среду.
Итак, сегодня на уроке мы подробно
рассмотрим, какими факторами характеризуется каждая среда существования.
План
1. Характеристика
наземно-воздушной среды.
2. Водная среда существования и его
факторы.
3. Грунт.
4. Организм как среда обитания.
3. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Как вы знаете, живые организмы
населяют четыре основные среды обитания: наземно-воздушную, водную, почву,
а также организмы других существ.
Характеристика наземно-воздушной
среды
Наземно-воздушная среда
самое разнообразное по своим условиям. Ведущая роль среди факторов неживой
природы здесь принадлежит освещенности, температуре, влажности, газовому составу
атмосферы.
Освещенность. В спектре солнечного
лучи выделяют три участка, которые различаются по своим биологическим действием:
ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную.
Для жизнедеятельности растений
определяющее значение имеют видимые лучи. Именно благодаря им у растений
происходит процесс фотосинтеза. Вспомните, что такое фотосинтез и его
значение. Ультрафиолетовые лучи губительно действует на все живое, в том числе и на
растения. Но эту часть солнечных лучей поглощает озоновый слой атмосферы.
Инфракрасные лучи являются источником тепловой энергии, они нагревают живые существа.
Температура окружающей среды
играет исключительно важную роль в жизни организмов, так как влияет на температуру
их тела. В свою очередь, она определяет скорость реакций обмена веществ:
низкие температуры тормозят, но слишком высокие могут повлечь нарушение
структуры особых веществ - белков, которые имеют главное значение для жизни
любого организма.
Для большинства организмов оптимальные
значения температуры находятся в достаточно узких пределах - +10... +30 °С. Но в
неактивном состоянии (анабиозе и т.д.) живые существа способны выдерживать значительно шире
диапазон температур (от -200 до +100 °С).
Вода имеет исключительно важное значение
для жизни растений и животных. Именно в воде происходят все процессы клетки, тканей
и организма, вода регулирует температуру тела и выполняет много других функций. В
процессе приспособления к существованию в наземно-воздушной среде организмы
“научились” экономно потреблять влагу и поддерживать ее содержание на прежнем уровне.
Так, у высших растений засушливых
местообитаний корневая система или способна проникать на значительную глубину (сосна
обычная, верблюжья колючка), что дает возможность использовать підґрунтові воды, или
хорошо разветвленная в поверхностных слоях почвы (кактусы), что обеспечивает
эффективное впитывание влаги со значительной площади во время кратковременных дождей. У них
уменьшается площадь листовых пластинок, утолщается покров, уменьшается
количество устьиц, часто листья видоизменяются на иглы, чешуйки и т.п., а
функцию фотосинтеза берет на себя зеленый стебель (кактусы, верблюжья колючка).
Некоторые многолетние растения способны накапливать влагу в листьях (алоэ, молодило)
или стеблях (кактусы) и потом ее экономно тратить (есть кактусы, способные запасать
до 3 т воды). Многолетние травяные растения переживают засушливый период в
виде подземных видоизмененных нагонів (корневищ, луковиц), тогда как их
надземная часть отмирает. Деревья и кустарники уменьшают испарение в засушливый
период, сбрасывая листья.
Воздуха. Главными составляющими нижних
слоев атмосферы является кислород (около 21%), углекислый газ (примерно 0,03%) и
азот (около 78%).
Кислород необходим организмам для
обеспечение энергией. Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере
тормозит процессы дыхания, но и способствует интенсификации фотосинтеза. Кроме того,
углекислый газ имеет значительную теплоемкость и повышает температуру атмосферы
(парниковый эффект).
В воздух вместе с выбросами
промышленных предприятий и автотранспорта попадают различные примеси: метан,
сероводород, аммиак, оксиды Серы и Азота, частицы пыли и т.д., которые
негативно влияют на жизнедеятельность организмов, в первую очередь зеленых растений.
Водная среда существования и его
факторы
Вспомните, какие организмы имеют
водная среда жизни. Какие приспособления имеют животные? Как растения
приспособились к жизни в воде?
Водная среда обитания за своими
условиями значительно отличается от наземно-воздушной. Вода имеет высокую плотность,
меньшее содержание кислорода, значительные перепады давления. Кроме того, разные типы водоемов отличаются
за концентрацией солей, скорости течений и др.
Высокая удельная теплоемкость водоемов
обуславливает значительно меньшие колебания температуры в поверхностных слоях воды по сравнению
с воздухом (годовая амплитуда температур в поверхностных слоях океана не превышает
10-15 °С, а на больших глубинах температура вообще стала от 1,5 до -2
°С), но разные типы водоемов значительно отличаются по температурному режиму.
Освещенность водоемов быстро
уменьшается с увеличением глубины. Как правило, на глубинах более 150-250 м
фотосинтезуючі водоросли существовать не могут. На глубину проникновения света
также влияют время года, прозрачность воды и т.д. (демонстрация рисунков
прибрежных, свободно-плавающих и погруженных растений).
На глубину более 1 500 м свет не
проникает вообще.
Грунт
Вспомните по природоведению 5-го
класса, что такое почва. Какие приспособления имеют животные для жизни в почве?
Почва - это верхний плодородный слой литосферы
(твердой оболочки Земли), образованный в результате жизнедеятельности различных
организмов. Почва - это система полостей, размеры которых зависят от диаметра
механических частиц, которые его составляют. Эти полости заполнены водой или
воздухом. Благодаря наличию влаги в почве условия существования в нем мелких
организмов приближаются к условиям обитания в водоемах. Влажность у него всегда
выше, чем воздуха, и поэтому разнообразные организмы могут легче переживать там
засушливый период.
Другой характерной чертой почвы как
среды обитания является сравнительно небольшая амплитуда суточных и годовых колебаний
температур (на глубинах более 2 м сезонные колебания температуры почти не
чувствуются). Это дает возможность наземным организмам мигрировать в толщу грунта и
там переживать в активном или неактивном состоянии период низких или повышенных
температур. В почве имеются значительные запасы органических веществ, что создает кормовую
базу для разнообразных организмов.
Большинство обитателей почвы требует
повышенной влажности, что связано с характером питания или особенностями
строения их покровов.
Разнообразие условий существования
обуславливает богатый видовой состав обитателей почвы. В почве размещены корневые
системы, ризоїди, видоизмененные побеги высших растений. На поверхности и в верхних
слоях почвы живут водоросли (зеленые, желто-зеленые, диатомовые), грибы,
лишайники, цианобактерии.
Организм как среда обитания
Назовите организмы, имеющие
организму среды жизни. Какой тип питания характерен для большинства
организмов?
Организм как среда обитания за
своим свойствам существенно отличается от других. Так, если на организмы,
живущие на поверхности других существ, влияют различные факторы окружающей среды, то на те,
что живут внутри организма хозяина, эти факторы действуют лишь опосредованно.
В роли хозяев могут быть любые организмы - от бактерий до цветковых растений
и млекопитающих. Примерами бактерий-паразитов является большое количество болезнетворных
бактерий. Растения-паразиты и напівпаразити - это омела, повилика.
4. Обобщение и систематизация
изученного.
1. Контрольно-оценочная беседа: Какие вам
известны среды обитания живых организмов? В среде
наблюдается наибольший видовой состав организмов? Как вы думаете, чем это
объясняется?
2. Выполнение заданий практикума.
А) Опираясь на материал
учебника, заполните таблицу:
Характеристика сред обитания
организмов
Среда обитания
|
Особенности (состав воздуха,
количество влаги, колебания температуры)
|
Примеры организмов, которые существуют в
этой среде
|
Наземно-воздушное
|
|
|
Водное
|
|
|
Грунт
|
|
|
Организм
|
|
|
Б) Ответьте на вопросы и
заполните таблицу (при наличии времени).
Где, по вашему мнению, могут обитать
представители царств Дроб'янки, Грибы, Растения, Животные? Приведите четыре
примеры организмов каждого царства, которые бы доказали, что представители одного
царства могут обитать в разных средах.
Царства
|
Представители царств
|
Среда обитания
|
Дроб'янки
Грибы
Растения
Животные
|
|
|
В) Соедините линиями организм,
царство, к которому он принадлежит, и соответствующую среду обитания.
Дроб'янки
Грибы
Растения
Животные
|
Омела
Клубеньковые бактерии
Рак
Бактерии, помогающие пищеварению
Ряска
Плесень
Лишайники
Окунь Пукцинія (вызывает іржавість)
Ламинария
Вши
Туберкулезная палочка
Трутовик
Мох
|
Наземно-воздушное
Водное
Грунтовое
Организм
|
5. Итоги урока, аргументация
оценок.
6. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике.