7.8. Ученические произведения
Сочинение - тренировочная упражнение, направленное самостоятельный связный изложение учащимися мыслей
и чувств. В системе работы над устным и письменным вещанием он занимает одно из
ведущих мест: способствует не только реализации обучающей, развивающей, воспитательной
функций языка, но и подготовке школьников к активной коммуникативной деятельности.
Научить школьников компоновать произведения - сложный процесс, который требует выработки
способности высказывать мнения по тому или иному поводу, учить видеть, воспринимать,
чувствовать и анализировать, а еще преодолевать психологический барьер, который возникает при
продуцировании образов их воображения. Предпосылкой реализации его является осознание
школьниками понятийного аппарата по теории речи.
В работе над произведениями не может быть единого стандарта. В ней допускается большая
вариантность в подходе к обучению, что связано со многими причинами, и
особенно с видовой классификации произведений. Существование такой классификации
"помогает нам глубже проникнуть в природу словесного творчества, подобрать
наиболее целесообразные способы ее реализации, а вместе с этим и улучшить качество и
эффективность развития связной речи учащихся".
Классификация произведений чрезвычайно пестрая. Произведения распределяются с целью -
учебные и контрольные; по форме - устные и письменные; по месту выполнения -
классные и домашние: по степени самостоятельности учащихся в выполнении работы -
коллективные и индивидуальные; по источникам материала - на лингвистические темп на
основе собственных наблюдений, на основе услышанного или прочитанного, за картиной,
серией рисунков, діафільмом, кинофильмом, телепередачей; по сложности - по
опорными словами и словосочетаниями, с дополнительными заданиями; по способу
изложения мыслей (типом речи - повествование, описание, рассуждение. Произведение каждого из
определенных видов оформляется как текст соответствующего стиля.
Организуя учебную речевую деятельность, учитель должен помнить, что не
"можно задать ученику прямо очень большой сочинение на данную тему, если до сих пор
предварительно не упражнялся в высказывании одной или немногих мыслей. Этом
способствует система учебных произведений.
Проводятся произведения, как требуют действующие программы, во всех классах. Сначала (пока
ученики не овладели элементарными умениями составлять высказывания и требуют
помощи учителя) работа начинается с классных. Затем выполняются и
домашние, постепенно усложняясь из класса в класс по содержанию, композиции способом
изложения мыслей, стилевым оформлением, жанру. Это могут быть сочинения-миниатюры по
опорными словами (например, устный рассказ "В выходной день"
использованием опорных словосочетаний папа и мама, на электричке, в лесу, много
грибов). письменные ответы на вопросы, касающиеся усваиваемого на уроке
материала (например: "можно Ли считать одинаковыми понятия звук и
буква?"); произведения с грамматическими заданиями (например, на уроке,
посвященном правописания прилагательных с суффиксами-есеньк-, -ісіньк-, -юсіньк-,
-уват-, -юват-, описать по представленным рисунком зайчонок) и др. Такие произведения
проводятся при закреплении материала на уроках для формирования отдельных умений:
определять тему высказывания, его объем т. п. (как в первых двух видах) или
употреблять определенные грамматические средства выражения содержания (как в последнем).
Особенно эффективными учебные произведения всех видов бывают тогда, когда становятся
коммуникативно направленными, использования языковых средств в них подчиняется
реализации соответствующей цели. В работе над любым произведением большое значение имеет
осознание учащимися ситуации общения. Ориентация в ней дает возможность
осмыслить тему высказывания, определить объем содержания, собрать и систематизировать
необходимый материал, выбрать тип речи, составлять план изложения. Все это влияет
на отбор языковых средств, необходимых для раскрытия темы.
В зависимости от типа вещания каждое произведение характеризуется соответствующей последовательностью
в изложении мыслей. Рассказ в основном разворачивает события в динамике (начало
развертывание действия, кульминация, завершение). Поэтому составные части ее находятся
в темпоральных (временных) отношениях. Описание раскрывает признаки предмета, отобранные
в зависимости от задачи высказывания, замысла автора (общее впечатление от
объекта, оценка отдельных его частей). Текст описания - констатирующее речи Между
структурными элементами его существуют атрибутивные (определительные) отношения.
Размышление устанавливает казуальные (причинно-следственные) отношения между фактами и
явлениями. Внутренний и логический смысл размышления определяет его языковую организацию и
отношение между компонентами (тезис, аргументуюча часть, заключение).
В языковой практике "чистые" описания, рассказы, размышления встречаются
редко. Они взаимно дополняют друг друга. Однако сначала школьники учатся
составлять произведения каждого типа, ибо только при таких условиях можно понять
их специфику.
Подготовка к написанию произведения любого вида проводится заранее и в
различных аспектах. Предварительно учитель определяет тему произведения, вместе с учениками
анализирует ее, составляет ориентировочный план, затем организует работу по сбору
материала. При этом показывает, как нужно использовать собранный материал по
изученной или прочитанной литературой, по собственным наблюдениям, на материале
жизненного опыта, по картине, кинофильмом и др.
Особенно эффективным является коллективное компоновка произведения, которое проводится на
начальном этапе обучения. Для такой деятельности выбирается тема, раскрытие
которой не требует от ученика субъективной оценки изображаемого.
На специальном уроке развития связной речи проводится коллективная
работа над элементарным сочинением-размышлением "Почему школьнику нужен
режим". После объявления темы и цели урока (научиться правильно в
соответствующей последовательности строить сочинение-рассуждение) нужно проанализировать название
произведения, поскольку в практической деятельности часто приходится именно с формулировкой
заголовок осознавать тему. Далее можно провести беседу:
- О
что необходимо писать в сочинении на эту тему? (О режиме).
-
есть слово режим для вас новым? Выясните его значение. (Во время изучения темы
"Правописание слов иноязычного происхождения" раскрывалась семантика этого
слова, поэтому дети могут ответить, что режим - это слово французского
происхождения, означает точно установленный распорядок жизни, труда, отдыха и т.
п.).
-
Какое мнение необходимо обосновать в произведении? (Каждый школьник должен соблюдать
режима).
-
Можно ли сразу ответить на поставленный в теме вопрос? (Всем известно, какое значение
имеет режим в жизни человека, поэтому с помощью самых веских аргументов можно
раскрыть основную мысль произведения).
-
полезный режим? (Правильное выполнение всех режимных требований предупреждает появление
усталости, способствует нормальному физическому развитию, активной работоспособности,
успешному выполнению домашних заданий и т. п.).
-
Какие черты характера помогает выработать режим? Все вы придерживаетесь режима? А
кто не делает этого, может утверждать мнение о его пользе и как будет
аргументировать тезис? (Называя такие черты, как целеустремленность, настойчивость,
трудолюбие, сосредоточенность и др., дети будут ссылаться на советы врачей,
знакомых, прочитанные книги, радио - и телепередачи, а некоторые - на свой опыт).
Не менее важным на этом уроке является текстуальное оформление произведения, осуществляется
на основе содержания высказывания, поскольку "красивый стиль только тогда имеет
цену, когда он служит оболочкой мысли".
Компоновка текста любого высказывания - сложная аналитико-синтетическая
деятельность. Поэтому во время построения каждой композиционной части размышления стоит
сначала коллективно выяснить, что нужно сообщить, а потом - как это сделать. В
процессе обсуждения вступительной части высказывания (на основе усвоенных в
начальных классах Знаний и опыта работы над рассказом и описанием) ученики
самостоятельно определяют требования к его оформлению: вступление может состоять из одного
или нескольких предложений, из которых первое должно касаться непосредственно темп.
Например: "Большое значение в нашей жизни имеет правильно организованный
распорядок дня - режим". Во время построения вступительной части, дети
выделяют ее подтему (мікротему) - режим и называют вид связи (займенниковий) первого предложения
со следующим: "Он приучает беречь каждую минуту и выполнять все виды
работы в определенное время". Компонуя предложения, содержащие основную мысль ( "Все школьники
должны придерживаться режима") и аргументы ("Это способствует хорошему настроению, успешному обучению. И
только тому, кто организовывает свой день по режиму, можно поручить ответственное
дело..."), учащиеся устанавливают их тип (простые, сложные), средства связи
между ними (займенниковий, сполучниковий, порядок слов). Определив функциональную
направленность выводу, оформляют заключительную часть: "Я обязательно буду
придерживаться режима, чтобы лучше учиться и успевать все делать".
Устным составлением текста завершается коллективная деятельность репродуктивного типа
по подготовке высказывания типа размышления. Поскольку связность речи достигает
своего окончания в писемному речи, па втором (спаренном) уроке необходимо
провести самостоятельную работу учащихся над письменным сочинением.
Для обогащения словарного запаса школьников и предотвращения неоправданного
копирование ними уже составленного устного высказывания можно продемонстрировать
кадры из фильма "В сутках - 24 часа" и серию иллюстраций на эту же тему. Последовательном
изложения материала будет способствовать подготовленный учителем ориентировочный план: 1. Каждому делу - свое время. 2. Значение режима в
нашей жизни. 3. Режим нужен всем.
Перед текстуальним оформлением каждого пункта плана нужно напомнить ученикам, что
произведение сначала необходимо писать в черновике, соблюдая красную строку,
избегая частото повтора одних и тех же слов и др. После соответствующего
редактирование текст переписывается.
Первые варианты сочинений проверяются либо учителем, либо самими учениками, которые с
процессе взаємоперевірки исправляют ошибки, дают советы друг другу о том,
как лучше отредактировать текст. Это развивает у школьников языковое чутье, критическое
отношение собственного и чужого текста и тем самым способствует развитию культуры
вещание.
Проведения коллективного обучения произведений оправдано на соответствующем этапе
работы, что требует ознакомления детей с элементарной техникой построения текста.
Индивидуальное компоновка произведений дает большие возможности для реализации умения
школьники в связно выражать свои мысли устно и письменно в различных речевых
ситуациях.
Способом формирования речевых умений могут быть не только тренировочные упражнения,
переводы и сочинения, но и существующие в реальной речевой школьной практике
разнообразные жанры высказываний. Поэтому школьной программой предусмотрены следующие высказывания:
1) рассказ
о себе или о случае из своей жизни, о родных, друзей, интересные встречи,
об увиденном и услышанном, путешествия;
2) отзывы
о произведениях искусства (в том числе и художественной литературы);
3) отзыв
о научно-популярную статью или книгу;
4) ответ
на уроке или на экзамене;
5) сообщение
на занятии лингвистического (или иного) кружка;
6) отчет
о проделанной работе;
7) выступление
на собрании;
8) дневник
жизнь и наблюдений;
9) приветствие;
10) тезисы,
конспект статьи или высказывания, воспринятого на слух;
11) протокол,
автобиография, заявление, доверенность, расписка, план работы, объявления;
12) перевод
т.д.
Произведения, которые ученики сдают в школе, можно оформлять в виде конкретных
речевых жанров. Тогда работа по развитию связной речи вступит больше
практической направленности, станет вмотивованішою и по-настоящему интересной для
детей.