Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
2. Философская культура Украины в XV - XVII вв.

Возрождение XV - XVII вв.

Возрождение, украинский Ренессанс XV - XVII вв. - важный этап развития философско-гуманистической мысли в Украине. Оживление философско-гуманистической мысли приходится на литовско-польскую эпоху в истории Украины. Возрождение пришло на землю Украины с севера Европы в форме Реформации. В конце XV - XVII вв. в Западной Европе, на почве борьбы крестьянства и буржуазии, которая рождалась, против феодальных устоев и религиозных выступлений против католической церкви, возникает социально политическое движение - Реформация. Тогда же в Германии и других странах Европы возникает протестантская церковь, а в Англии - англиканская. Из Западной Европы Реформация распространилась на речь Посполитую, а оттуда и на Украину. Протестантское движение основными требованиями выдвигал: ограничение привилегий католического духовенства, установление простых и понятных церковных обрядов, контроль мирян за деятельностью церкви, отделения церкви от государства, ведение службы не на латыни, а на русском языке. Ослабление духовного диктата католицизма на Украине дало толчок развитию науки и культуры, появлению светского образования. С XV в. благородное и мещанское юношество все чаще вступает в немецких, итальянских университетов, осваивая элементы гуманизма и Ренессанса. Украинцы не только поодиночке, но и группами получали образование на чужбине - в Праге, Кракове, Вильно, Лейпциге, Амстердаме, Париже, Оксфорде, Кембридже, Риме, Падуе, Кенигсберге и других культурных и научных центрах. Только в XVI - XVIII вв. несколько десятков украинцев получили образование за рубежом. Но учились там не только представители религиозных движений. На Украине украинцы привозили западноевропейские идеи, в том числе и философские библиотеки, рукописи, конспекты лекций западных философских школ. Выходцы из Украины не только изучали философию в других странах, но и становились там профессорами. Активно стал выезжать в страны Запада и торговый люд, а богачи считали своим долгом посещать крупные города Германии и Франции. Много иностранных путешественников, военных, священников, учителей, а иногда и ученых, посещавших Украину.

Тогда же возрастает интерес к социально-политической и гуманистической тематики. Это вызвано тем, что в 30-х годах XVI в. под давлением выступлений народных масс против литовских феодалов удалось возродить независимость Киевского удельного княжества, в которое вошли Киевщина, Переяславщина, часть Чернигово-Сиверщины, Полесье, Житомирщина и вся территория между Днепром и Днестром, до побережья Черного моря. Эта независимость продолжалась до 1471 года и способствовала возникновению городов княжества. Центрами средневековой культуры Украины стали города Правобережья. В Киеве, Львове, Остроге и других городах создаются типографии. Активно переводятся некоторые светские произведения. В светских произведениях «Аристотелю врата» и других, говорится о могуществе человеческого разума. Человек может не только познавать окружающий мир, но и приспособить его к своим потребностям. Проявление такой тенденции: стремление к математических, астрономических и других естественно-научных знаний, которые дают человеку власть над природой. Не угасает и интерес к античной философии. Появляются новые переводы произведений Платона, Аристотеля, Демокрита, Эпикура. Распространяются и известны еще в период Киевской Руси сборники апокрифических трудов писателей Византии - «Пчела», «Пролог» и другие, а также оригинальные труды Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Феодосия Печерского, первых киевских митрополитов. Ренесанські явления в культуре Украины конца XV - начала XVII в. имели ярко выраженный национальный характер. Объясняется это тем, что носители духовной культуры опирались на общие идеи, ставили целью возрождение античной культуры, использовали древние языки (латынь), ориентировались па создание единой международной «государства ученых».

Во второй половине XVI в. положение в Украине заметно изменилось. Захват Речью Посполитой (после подписания с Литвой Люблинской унии 1569 года) украинских земель привело к усилению социального, национального и религиозного гнета. Польские заправилы и католическая церковь активно вели полонизации и окатоличивания украинского народа (украинцев стали называть «малополяками», а Украина получила название «Малая Польша»), В Украине возникают иезуитские школы, которые отличались отличным подбором преподавателей и способностью воспитывать у молодежи безупречное подчинение римской католической церкви. Все это вызвало негативную реакцию украинской интеллигенции. Прогрессивные украинские деятели разворачивают упорную борьбу за сохранение, возрождение и утверждение украинской культуры, образования, за освобождение от влияния католицизма.

Одной из форм борьбы украинского народа против колонизации и окатоличивания стали объединение прогрессивной интеллигенции - братства. Старейшее из них Львовское братство, созданное в 80-х годах XVI в. Затем братства возникают в Киеве (1615), Луцке (1617) и в городах: Острог, Галич, Винница, Могилев, Люблин и др. Тогда украинские магнаты и практически все православные иерархии приняли унию - католицизм. Братства ставили цель защитить язык, культуру, веру, традиции украинского народа. Братства организовали и финансировали строительство православных церквей, школ и типографий. И если с начала деятельности братства провозгласили себя хранителями истинной сути христианства, стремились к античности и возрождения культурных памятников Киевской Руси, то позже стали на путь использования латинского и греко-славянской культуры. Это вызывалось необходимостью логического обоснования защиты мировоззренческих принципов украинского народа. Обуславливалась истинность православной догматики, ее сравнивали с принципами католической схоластики. Именно это и становится предметом рассмотрения и изучения в братствах и братских школах, которые стали оплотом против польского культурно-религиозной репрессии. Возникает в Украине и военно-политическая организация отпора политико - экономической агрессии Польши - украинское казачество. В 1618 году Запорожское казачество, возглавляемое гетманом Петром Сагайдачным, вступает в Киевское братство.

Возникновения книго печати старославянском языке имело большое значение для возрождения украинской культуры. Большая заслуга принадлежит Франціску Скорине - выдающемуся русскому просветителю. Франціск Скорина перевел с латыни и греческого на понятный для простолюдинов старославянский язык ряд богословских книг («Псалтырь», «Библия», «Апостол» и др.). В начале 20-х годов XVI в. Франціск Скорина основал первую в великом княжестве Литовском типографию. И Франціск Скорина не только основатель книгодруку, но и непревзойденный художник. Философские взгляды Франциска Скорины имели элементы нового рационалистического мышления, сочетались с религиозной схоластикой. Пафос исследователя природы сочетался с уважением Святого Писанія. Франціск Скорина утверждал, хотя непоследовательно, равенство человека перед законом, мечтал о всеобъемлющем экономическом равенстве, но не отрицал основ феодальных порядков. Высоко ценя и пропагандируя ученость и образование с гуманистических позиций, возлагал большие надежды на победу человека над злом.

Позже просвещение Франциска Скорины продолжил Иван Федоров, основатель книгодруку в России и в Украине.

Появление в Украине значительного количества высокообразованных людей, формирование книгодрукарської базы создали предпосылки для осуществления следующей задачи Ренессанса продвижения образования, науки и культуры в широкие слои простого народа. И это задача стала успешно решаться во второй половине XVI в. Началось активное основания в городах и поселках новых народных школ. Только князь Константин Острожский основал несколько школ в Турове (1572), владимире - Волынском (1577) и в других городах. Это создало возможность ликвидации значительного разрыва в уровне образования между элитой украинского общества и простым народом. И эта задача была успешно решена украинскими просветителями менее чем за сто лет. На подтверждение в 1653 году архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Макария в поездке в Москву, путешествуя Украиной, отметил, что украинцы «люди ученые, разбираются в науках и законах, добрые знатоки риторики, логики и всякой философии». Вместе с созданием широкой сети народных школ перед просветителями Украины стояла еще одна важная задача - создание высшей школы Украины. Только высшая школа способна создать действительно широкие слои учителей, писателей, духовных пастырей, способных поднять украинскую культуру и сохранить украинский народ от ассимиляции.