Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
2. Философская культура Украины в XV - XVII вв.

Острожская школа.

Основателем первого высшего учебного заведения в Украине стал князь, киевский воевода Константин Острожский. В 1576 году в Остроге в имении князя создана школа - Острожская коллегия. К коллегии князь пригласил известных украинских и иностранных ученых, специалистов разных отраслей знаний. Наряду с богословскими учениями, иностранными языками, астрономией, математикой, физикой и другими в коллегии изучалась философия. Первая в Украине высшая школа просуществовала до 1636 года, оставила заметный след в духовной жизни. В коллегии получило образование много представителей духовенства и других слоев украинского общества. Здесь учились студенты из России и других стран. Об изучении философии в коллегии сведений осталось немного. Известно лишь, что философия пользовалась особым почетом. Здесь же, в Острожской школе, работал астролог, математик и философ Ян Пятое, который сбежал из Москвы. Противник Ивана Грозного, князь Андрей Курбский, знакомился в школе с античной философией. Как раз здесь написаны философские произведения: «Сказ о логике светлейшей науки...», «Толкование...», переведены труды Цицерона, Аристотеля и других философов Древнего Мира. Философские идеи встречаются в произведениях одного из известных украинских религиозных полемистов Герасима Смотрицкого, первого ректора Острожской школы. В работе «Ключи царства небесного» есть характеристика круговорота событий в мире «...и как почти все вещи, созданные от начала мира, за предивним расписанию их создателя, должны возникать одни за другими и меняться и погибать... Но естество их или натура не погибают. Так и род человеческий... одни побывали долго ли, коротко ли на мире, возвращаются к своей общей материи, а другие занимают их места, так выполняется в целом воля Божья и будет выполняться вплоть до конца мира. А верные и добродетельные только со смертью из временных превратятся в вечные, а другие якобы и вовсе не умирают, потому что, как писал мудрец: «Тот, кто родил чудо, если себе подобного, не умирает... церкви своей следствием оставляет».