Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ВТОРАЯ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
1. Источники и национальные особенности философии
Этнические особенности философии.
Ведущей идеей украинского менталитета, что практически представляет общечеловеческий идеал, есть идея неограниченной свободы, признание равного права каждого человека в обществе. Эта установка, как своеобразный принцип индивидуальности, сформировалась в глубинах самого образа жизни предков. Труд на плодородных землях способствовала образованию малых социальных общностей украинцев, где самоценным считался индивид с его толерантным отношением к другого индивида. Индивидуализм, с учетом особенностей психики украинцев, способствовал развитию творческого духа, осуществлению личного выбора решений по внутренне принятым идеалом. Тип творческого индивидуализма проявляется в способности и желании брать на себя ответственность за выбор и результаты деятельности и жизни общества. Творческий индивидуализм - это инициативность, самостоятельность, настойчивость, умение владеть и управлять собой. Творческий индивидуализм украинца - это личная независимость и уважение свободы каждого человека как чего-то священного и неприкосновенного. Исторический пример такого субъекта свободы - свободолюбивый казак и казачество в Украине.
Идея неограниченной свободы украинцев иногда становилась на пути создания собственного государства: в XIII в. вожди Болоховской земли, защищая независимость общинников от посягательств Даниила Галицкого, присоединились к союзу с татарами. Власть татар не угрожала существованию их общинного строя. Свободолюбие определяет все остальные черты мировоззрения ментальности украинцев, в том числе екзистенціальність. Для украинца характерно стремление к самопознанию, погруженность в себя, стремление к уединению, представление отдельного человека микрокосмосом, важен внутренний, духовный мир человека как настоящий мир, совмещенный с личными качествами. Известная и глубокая эмоциональность украинца, что идет от заинтересованного, сердечного отношения к природе родного края, к земле - кроткой, доброй, щедрой, плодородной, порождает мир бытия, точнее - и является миром бытия человека. Родная природа, родной край, родная земля - не абстрактные понятия для украинца, а Родина, ненька - Украина, что переживается глубокими чувствами. В ней радости и печали каждого, судьба, существование, свобода. Такое отношение к земле равнозначно отношению героя древнегреческой мифологии Антея к Богине Земли - своей матери, которая дает ему непобедимую силу.
Антеїзм - важная особенность ментальности украинского философского мировоззрения. Глубокая эмоциональность, нежное отношение к родной природе отражены в истории материальной и духовной культуры. Жажда неограниченной свободы, неограниченной свободы, влюбленность в природу родного края воплощены в тысячелетние обычаи и традиции. Устное творчество донесла народные поверья, верования в живые существа, окружающие человека (водяные, русалки, лешие и т.д.). их уважают, приносят им жертвы, чтобы не вредили, не омрачали веру в вечность человеческой жизни. Такой характер мировосприятия порождает романтический дух народа, тысячекратно воспетая в мелодичных украинских песнях. Без песен, танцев, игр не обходилось ни одно событие. Романтический дух украинской нации воплощенный в философии сердца: кордоцентризм - еще одна грань украинской ментальности, которая формировалась в глубинах древней культуры, шліфувалась в Словах, Посланиях, Поучениях, Молитвах.
Анализ становления философии немыслим без привлечения различных источников культуры Киевской Руси. Одним из самых глубоких источников философских идей является народная культура славян. Сознание древних русичей дофеодального периода прошла путь от отделения идеальных моментов в виде тотемов, других элементов первобытного мифологического мировоззрения к четко сформулированных в былинном эпосе мировоззренчески-этических и эстетических взглядов. Вторым источником философского мышления являются письменные памятники, которые достигают первой половины X века. В памятниках древнерусской культуры четко выражено философские проблемы («Диалектика» Иоанна Дамаскина, творения Дионисия Ареопагита). Непосредственно приближенные к философской литературы и содержат размышления о мире и человеке «Слово о Законе и Благодати», «Молитва Даниила Заточника», «Повесть временных лет», тексты деловой письменности, юридические акты. Грамоты на бересте есть глубокомысленные сентенции и т.д. Третий источник - учение раннего христианства, что внесло в Киевскую Русь историософские проблемы и предоставило культуре новизны. Уважительное отношение к Слову, стремление разгадать таинственный смысл Слова обусловили книжный характер культуры Киевской Руси, а тлумачників книжной мудрости стали называть книгами. Четвертый источник философских идей - образцы архитектуры и искусства, созданные с позиций определенного мировоззрения. С введением христианства Киевская Русь присоединилась к мировой философской культуры - античной, византийской. Основой мировоззрения восточных славян мировая культура стала переплавлятися на самобытную києворуську культуру, в частности философскую культуру.
Взаимодействие разных культур, христианского и народного понимания мира стала основой плюрализма мировоззрения отечественной философии, ее полифонического звучания, разнообразие подходов к реализации проблем. В философии Киевской Руси согласно украинской духовной традиции сложился своеобразный тип мышления, тип философствования, лишенный абстрактного, оторванного от жизни теоретизирование. Логическая философская образованность, изысканный гносеологізм, категориальная системотворчість не стали характерными для философствования в Украине. Субъект познания мыслит себя как факт внутри бытия, переживает мир как собственную судьбу и познает мир через познание собственного смысла жизни. Отсюда - экзистенциально-антропологічність украинского философствования. Философом считался книжник, который умел добывать из книжного знания истины смысл человеческого существования и пользовался истиной в собственной жизни. Философия имела практическое, нравственное направления.
В философии Киевской Руси широко применяется сократовский (морально-практический) метод, а также платоновский метод художественно-образного философствования. Арістотелівський же аналитический метод не нашел распространения. Важные онтологические и гносеологические проблемы отражены в творчестве философов Киевской Руси. Представление о человеке, его место в мире, смысл ее бытия, жизни и смерти, тема спасения человека и человечества, построения совершенного мира - свободы и благодати, что противопоставляется миру закона, необходимости, порабощения, - это основные проблемы, которые идут от «Слова о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона. Проблемы етизовані: к чему бы ни обращался мыслитель, рассматривал его сквозь призму мирового конфликта Добра и Зла. Утверждается идея равноправия и политической самостоятельности государства и народа среди цивилизованных народов, отмечается, что смысл мировой истории заключается в переходе иудейской религии, ограниченной жизнью одного народа, к христианской религии - всемирного мировоззрения; отвергается идея богоизбранности иудейского народа и провозглашается равноправие всех народов в христианской вере, называется познать Божественную истину - тайну человеческого бытия. Когда Владимир решил ввести христианство на Руси, в его сердце «воссиял Разум». Это - кордоцентризм. Но в философии Киевской Руси наблюдается поиск не только трансцендентных истин. В «Поучении Владимира Мономаха детям» осмысливается духовный мир человека. Владимир Мономах призывает творить Добро, не забывать убогих, помогать бедным. И главное - призывает князей русских помириться во имя единой Земли Русской. Человек склонен к Добру.
В истории философской культуры любомудрие, софий непонимание знание становится доминирующим, полісемантичним. Носитель софійного знания выявляет экзистенциальную ментальность киево-русской философии. Митрополит из русичей Климент Смолятич отмечает в Ипатьевской летописи: философ способен и других научить праведной жизни, и собственным ежедневным бытием воплощает в жизнь познанную им высшую философскую истину. Проблема истины - главная в «Послании пресвітеру Фоме» Климента Смолятича, который считает, что истина уже сформулирована и провозглашена в Святом Писанії. К тому же в Киевской Руси христианское мировоззрение достаточно окреп. И можно, не боясь, обращаться к эллинской культурного наследия.
В произведении «Притча о человеческой душе и теле» Кирилл Туровский защищает идею единства Киевской Руси и как философ осмысливает познания как объяснение текста (герменевтика, екзегенеза), что является Божественной истиной. Текстом становится весь мир. Человек и мир - микро - и макрокосмос. Устами Бога Кирилл Туровский провозглашает идею Богочеловека: весь замысел Божьего творения подчинен единой цели: служению Человеку. Бог поставил на службу Человеку не только земной мир. Сам акт очеловечивание Бога свидетельствует о Божьей службу Человеку, о Божие человеколюбие. Кирилл Туровский - оригинальный мыслитель, глубокий философ - гуманист, который поставил в центр философского мировоззрения Человека, идею единства души и тела.
Проблема Человека, личности - важнейшая в суждениях великого мыслителя Даниила Заточника. Его «Молитвы» - выдающееся произведение, вдохновенный гимн Разуму и Мудрости. Впервые в философской мысли Даниил Заточник утверждает ценность мыслящего человека не за его принадлежность к высшему сословию, а за его личные качества. «Молитвы» - глубоко оригинальное произведение, которое разрывает типичный средневековый горизонт обезличенности и демонстрирует высокий уровень самосознания личности. «Молитвы» - это смех сквозь слезы. Даниил Заточник позволяет смеяться над многим, но только не над Мудростью и не над Разумом - настоящим богатством человека. И все-таки видит главное достояние человека не в разуме, а в Сердце. Сердце - центр физического, душевного и духовной жизни человека. А опора сердцу - Мудрость и Красота. Мудрость предполагает воплощение знания истины в практику собственной жизни. «Молитвы» раскрывают мудрость как жизненный опыт и практический ум.
Особое место в истории философской мысли Украины принадлежит «Слову о полку Игореве» (XII в.), это встреча-диалог двух мировоззрений, двух культур - языческой и византийско-христианской, что взаємопронизують друг друга, создают вариант Средневековой мировоззренчески-философской совокупности основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории - восточноевропейской. Красной нитью в «Слове» проходит мысль о единстве Руси. Нарушение единства губительна для Руси. «Слово» упрекает Великому князю Владимиро-Суздальскому Всеволоду 111 Большое Гнездо за сепаратизм. И все же Киевская Русь распалась на две ветви, где постепенно сформировалась и ментальное различие: в центральной остался поляно - русский (украинский) менталитет, а на периферийной Владимиро-Суздальской земли - другой, северо-восточнославянский, на основе которого сформировался российский, а потом - великорусский менталитет.
В становлении и развитии философской мысли Киевской Руси основной проблемой является проблема бытия человека, его родины в контексте бытия всех других народов мира. Борьба против разрушительных сил человеческого бытия опирается на морально-божественную основу и приобретает форму конфликта между Добром и Злом. Среди вопросов, к решению которых направлялась стародавньоруська социально-политическая и философская мысль, является проблема человека. Ведь в истории философии проблема человека всегда выдвигается на передний край, когда становится проблематичным реальное бытие самого человека. Эпоха формирования Киевской Руси не исключение. Здесь во всей остроте стоял вопрос: что же такое человек, что может и что должен осуществить в полном сложными противоречиями жизни, содержание и назначение повседневного бытия.
Эпоха становления Киевской Руси вызвала принципиальные сдвиги в самосознании человека, которая постепенно освобождается от взгляда на себя как на вещь среди других вещей природы. Осознание личной сути человека уже не завершалось телом, а открывало в себе свет духовности, и именно на духовность тогда сосредоточивало внимание осмысления сути. Человек мыслится как сочетание двух субстанций - тела и души. В отличие от тела, душа считалась неделимой сути, бесплотной, бессмертной, невидимая и недоступная чувственным восприятием. Душа - высшее начало в человеке, дает телу жизнь. Тело и его органы служат тем инструментом, с помощью которого реализуются идеи, что перерождаются в душе. Сочетание души с низшей, материальной субстанцией - телом - не проходит бесследно: тело отягощает душу и загрубляє ум. Души передаются плотские страсти и страдания, болезни, возникающие из них.
Итак, все философские размышления о душе стародавньоруські мыслители связывают с этическими, что окрашены религиозными цветами. Образ человека в стародавньоруській культуре вырисовывался сложным и противоречивым. С одной стороны, человек близкий к Богу, который создал человека, человек - образ Бога. С другой стороны, человек непомерно далека от своего создателя. Как и Бог, человек имеет волю и способна к творчеству. Но человек не только образная, но и принципиально отличная от Бога. Для творчества, как известно, человек нуждается материалы, орудия производства. Бог же творит из ничего. Человека от Бога отличает своеобразие диалектики творчества и свободы, «творение» и «хотение». Людям легче захотеть, чем создать. Обращаясь мысленным взором к Богу, человек чувствовал себя бесконечно униженной, ничтожной. Но человек мыслил себя бесконечно большой, потому что верила в свое спасение в иной жизни и в надежде сохраняла высокое человеческое достоинство.
Итак, уже в эпоху развития Киевской Руси заложены основы философского мышления, сформулированы понятия и категории, усвоены и творчески приспособлены к российской действительности элементы византийской, а через нее греческой и восточной философской культуры. Дальнейший распад Киевского государства, междоусобицы, перенос обманом в 1169 году епископом Федором митропольної кафедры во Владимир негативно повлияли на развитие духовной культуры Руси, философской мысли. И впереди Русь подверглась еще большей беды - татаро-монгольского ига, что отбросило ее развитие на сотни лет. Впоследствии через века Киево-Печерский «патерик» с сочувствием, гордостью пригадуватиме былое могущество, мощь Киевской Руси, духовную стойкость русичей.