Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Исторические изменения, произошедшие в общественной жизни 20-10х годов XIX столетия, требовали нового теоретического осмысления и обобщения. Универсально-классическая философия стояла несколько в стороне от этих изменений, самые проницательные умы искали новые обоснования существующих социальных реалий, факторов социально; динамики, перспектив исторического развития. Среди теоретиков, расцвет творческого таланта которых совпал с бурными историко революционными событиями середины XIX столетия, выделяются имена Серена Кьеркегора, Огюста Конта, Карла Грюна, Вильгельма Вейтлінга, Макса Штирнера, Давида Штрауса, Александра Герцена, Николая Чернышевского, Михайлч Вакуніна, Петра Лаврова, Карла Маркса, Фридриха Энгельса.

Большинство из них в начале своей философской карьеры были последователями Г. Гегеля, «левой егельянцями». Они почитали своего учителя и в то же время пытались выйти «за пределы системы», привести последнюю в соответствие к существующим социальным реалиям, революционных событий, которые пленили тогдашнюю Европу.

Самое продуктивное в этом направлении двигались К. Маркс и Ф. Энгельс. Обоснованное ими социально-философское учение получило название «марксизма». Как отражение коренных интересов пролетариата 40-60-х годов XIX века, марксизм снискал небывалую популярность среди революционно настроенной молодежи. Завоевывая активнодіючих сторонников и привлекая в свои ряды проницательных и острых теоретиков, марксизм превратился в целостную систему философских, экономических, социально-политических идей и взглядов, на особое направление социально-философской мысли, который одновременно с возникновением заявил об изменении методолого-світоглядової парадигмы социального философствования о своей принципиальное отличие от гегелевской школы, о новое теоретическое видение социального.

Показательным является и то, что эта теория формировалась и развивалась вне официальных академических учреждений, университетов и научных школ. К. Маркс и Ф. Энгельс шли своим собственным путем, формировали свою особую философскую научную школу.

Главная особенность марксизма заключается в том, что эта теория формировалась не для «кабинетного пользования», а для активной социальной практики; не для стабилизации существующего социального строя, а для его разрушения; не для удовлетворения потребностей и амбиций господствующей верхушки, а для просвещения и активизации деятельности обездоленной массы трудящегося люда.

Марксизм появился как революционная теория пролетариата - особого общественного класса, активной социально-политической силы XIX века. Последнее обострило социально теорию. Одновременно возникла угроза ее идеологизации. Развитие марксизма как теории и ее практическое воплощение вполне реализовали как первую, так и вторую тенденцию.

Избрание марксизмом своего собственного пути поисков социальной истины вовсе не означает, что это учение сформировалось в стороне от тех социально-философских достижений, которые получило человечество. Напротив, основатели марксизма внимательно и скрупулезно овладели этими достояниями, переосмыслили их в русле социально-політнчних и духовных ориентаций своей эпохи, сделали из них соответствующие выводы. На наш взгляд, именно таким и должно быть начало развития теории.

Социально-экономическая и политическая ситуация середины XIX века была чрезвычайно сложной. Общественные противоречия, что к этому времени напоминали о себе, так сказать, импульсивно, заполонили все жизненное пространство, охватили все слои населения, втянули в свое «энергетическое поле» практически все социальные институты. Ведущие европейские страны двигались «капиталистическим путем» семимильными шагами. Они наращивали производство, технический потенциал, производительность труда и одновременно приближались к глубокому кризису, что грозила не только стабильности системы, но и ее жизненности вообще. К середине XIX столетия во Франции закончился промышленный переворот, Англия превратилась в мощную, экономически развитую страну. Германия находилась в зените промышленных сдвигов, общий экономический и социальный эффект которых наглядно свидетельствовал преимущества нового способа производства, хозяйствования и социальных отношений.

Общей особенностью жизнедеятельности народов ведущих стран Европы была тенденция роста богатства и углубление нищеты на разных полюсах социальной структуры общества. Богатые становились все богаче, а бедные - все беднее. Эта тенденция усиливала социальную напряженность, грозила социальным взрывом обездоленных слоев населения.

Самой бедной и одновременно самой многочисленной группой в это время был пролетариат. Чартистський движение рабочих в Англии, восстание силезских ткачей в Германии и лионских ткачей во Франции показали наличие глубокой революціонізуючої потенции этого общественного класса, показали далекосяжність его экономических, социальных и политических замыслов. Историческая роль пролетариата, особенно в условиях ее практической реализации, требовала научного осмысления. Официальная же наука должного внимания этому вопросу не уделяла. Власть имущие еще не насытились своим доминирующим положением, не завершили дележ национальных богатств, зон влияния, торговли, сфер производства и т.д. Капиталистическая конкуренция только разворачивала свои всеохватывающие крылья. «Капитализация» общественной жизни и пролетарская неповиновении двигались словно автономными путями. Эксплуатация и нищета подводили их к единому подоплеку. Пролетарские союзы, объединения, партии, союзы начали процесс подготовки рабочих к осознанию сущностных противоречий, своего места и роли в них, направленности исторического развития и характера необходимых действий по его ускорения. Процесс перехода пролетариата из «класса в себе» в «класс для себя» нуждался соответствующего идеологического обеспечения. На гребне растущей волны усиления социальной роли пролетариата в будущих общественных сдвигах и разворачивается новая социально-философская доктрина - марксизм.

Становление марксизма происходило в принципиально новом (по сравнению с периодом формирования немецкой классики) научном поле. "Успехи химической науки, в частности, отвергли теорию «флогістону». В астрономии доминировал основан кантівсько-лапласівською космологической гипотезой исторический взгляд на происхождение Солнечной системы. Биологи обдумывали еволюціоністські идеи. Переосмысливали и отвергали теорию «теплорода» в механике. 30-е годы XIX столетия ознаменовались завершением построения клеточной теории растений и животных. Общая картина мира формировалась под влиянием научных достижений таких выдающихся ученых, как М. Фарадей (доказал наличие единства и взаимопревращения «сил» в природе), Д. Джоуль, Э. Ленц, Л. Кольдинг (установили факт превращения энергии), Ч. Дарвин (обосновал эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора), Г. Майер сформулировал закон сохранения и превращения энергии). Указанные научные достижения, с одной стороны, нуждались общефилософского обобщения, а с другой обусловили необходимость переосмысления философией своих собственных принципов. «Науке» в рамках гегелевской «абсолютной идеи» и «антропологии» Л. Фейербаха уже стало просто тесно! Она выходила за пределы силу указанных парадигм И, как в эпоху французских универсальных мыслителей XVIII столетия, тяготел к материализму. Марксистская философия возникает как материалистическая линия философствования. Материализм же марксизм воплотил и в социальную теорию. Марксистская социальная философия возникает как материалистическая философия социума - исторический материализм. Главным в марксизме, с чего он, собственно говоря, и начинается, является материалистическое понимание истории.