Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 6
НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА
Сен-Симон
(1760-1825)
Мари Шарль Фурье
(1772-1837)
Эти знаменитые философы вошли в историю как теоретики - мечтатели, руководители социалистической идеи, которые описали контуры будущего общества, базирующегося на общественной (коллективной) собственности и не знающего эксплуатации человека человеком.
Как известно, термин «утопия» впервые употребил Т. Мор. Он обозначил им несуществующее идеальное общество, которое, по его мнению, могло бы основываться на принципах социального равенства, отсутствия эксплуатации, на загальнообов'язковій общественном труда граждан. Идеи же утопизма - мечты об обществе, где не было бы принудительного труда и угнетения человека человеком - возникли еще в античные времена. Эти идеи также характерные для средневековых ересей, идеологий многих народных движений (крестьянских войн под предводительством Т. Мюнцера в Германии и С. Разина в России), ранних пролетарских учения периода буржуазных революций. Эти идеи и учения, помыслы и мечты в основном отражали в незрелой форме недовольство народных масс последствиями этих революций, их стремление к установлению нового, справедливого общественного строя.
Классической формы утопический социализм достиг в период бурного развития капитализма, когда развеялись иллюзии идеологов буржуазных революций и стали очевидными противоречия общественного строя, который к тому изображали не иначе, как идеальный.
Флаг классического социального утопизма поднял французский социолог - социалист Клод Анри де Сен-Симон.
В 1819-1820 годах в сборнике «Организатор», а чуть позже - В произведениях «О промышленной системе» (1821-1822 гг.), «Катехизис промышленников» (1823-1824 годы), «Новое христианство» (1825 год) он описал главные черты своего общественного идеала, содержательным лейтмотивом которого были слова: «Лучший общественный строй - тот, который делает жизнь людей, составляющих большинство общества, счастливым, предоставляет им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей».
Будущий мыслитель родился в Париже в знатной семье. Образование он получил под руководством Д'Аламбера. Участвовал в борьбе за независимость североамериканских колоний. Некоторое время симпатизировал якобинцам.
Теоретические поиски начал с анализа тогдашнего общества, в котором выделял три основных класса - класс интеллектуалов (представители либеральных профессий и артисты), класс собственников и консерваторов, класс егалітаріїв, то есть народ. Духовной властью должны обладать исключительно люди науки, ученые, а их основной задачей должна стать задача воспитания подрастающего поколения. Будущее общество он видел индустриальным и таким, которое создает максимум материальных и духовных благ для рабочего класса. Цель современного общества - экономический прогресс, который может быть достигнут благодаря развитию производственных ремесел, науки и техники и различных искусств. Оптимальную организацию общества, которая бы обеспечивала эмансипацию человека, философ пытался связать с развитием машинного производства, крупной промышленности, научно-технических инноваций.
Французский мыслитель подверг глубокой и основательной критике современный ему общественный строй, который был «картиной перевернутого мира», где большинство работающих вынуждены отказываться от собственных благ для обеспечения благосостояния власть имущих. Капиталистическое общество, подчеркивал А.Сен-Симон, характеризует противоречия между бедностью и богатством, трудолюбием и ленью, высокой громадянськістю тружеников и эгоизмом власть имущих. В таком виде общество не может Дальше существовать, оно должно быть реформировано. Путь искоренения нищенского бытия работников проходит через расцвет промышленности и сельского хозяйства, всемерное развитие производительных сил общества на принципах воплощения научных принципов Нового времени. К ним А. Сен-Симон относил, в частности, искоренения паразитизма господствующих классов и внедрение обязательного трудового права для всех членов общества, что должно стать вели кой производственной ассоциацией людей; обеспечение для всех вещь них возможностей реализовать свои способности; создание плановой организации производства; постепенное создание всесвітні. ассоциации народов мира на началах мира и содружества; на созидание политики и положительную науку о производстве и управления вещами.
Показательным является и тот факт, что инициативу и руководящую роль в общественных преобразованиях ученый отдал промышленной буржуазии интеллигенции, особенно ученым. Он не выделял пролетариат в особый класс, а скорее объединял его с низшими слоями буржуазии и называл это объединение «классом індустріалів». Приоритетные руководящие позиции в обществе отданы промышленным предпринимателям, которые «по природе вещей» должны быть организаторами и представителями трудового большинства населения.
А. Сен-Симон был глубоко убежден, что трудящиеся массы не могут самостоятельно достичь «идеала социально справедливого общества» сила, в роли которой должны появиться такие слои населения, как ученые и промышленники. «Общественное спокойствие не может быть устойчивым, - подчеркивал философ пока на самых выдающихся промышленников не будет положено государственным достоянием» (Сен-Симон А. Катехизис нромышленников и и Избранные сочинения: В 2-х т. - М.-Л., 1948. - Т. 1. - С. 124).
Практически одновременно с А. Сен-Симоном похожие мысли обосновывал другой всемирно известный социалист-французский философ Мари Шарль Фурье. «Строй цивилизации, - писал он пре капиталистическое общество, - становится все огиднішим с приближением его краха. Земля представляет собой ужасный политический хаос; она взывает к руки второго Геркулеса, чтобы очистить ее от страшных социальных явлений, которые ее позорят» (Фурье III - О близости социальной метаморфозы // Избранные сочинения: В 2-х т. - М.-Л., 1951. - Т. 2. - С. 139).
Фурье родился в семье купца, и почти всю жизнь служил в торговых домах и организациях. Свои социалистические взгляды, до которых он дошел практически самостоятельно, философ изложил в анонимной брошюре «О торговом мошенничество» (1807); позже - в книгах «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всемирного единства» (1822), «Новый промышленный и общественный мир» (1829).
Ш.Фур'є прогнозирует приход нового социального строя - гражданской гармонии. В новом гармоничном обществе, что заменит «цивилизацию», социальная энергия будет использоваться эффективно и в интересах всех слоев населения; социальные блага будут распределяться справедливо; гармония между индивидом и обществом, между социальными классами и народами отбивать «всеобщую гармонию природы», что обеспечит, по мнению философа, органическое единство всего мироздания. Первым главным задачей в создании нового общества Ш. Фурье считал формирование для него соответствующего материального основания, что обеспечит условия для благосостояния всех слоев населения. Промышленные достижения позволят укрепить ассоциации трудящихся в сельском хозяйстве. Развитые сельскохозяйственные коллективы, ассоциации соединятся с промышленными. Это приведет к ликвидации различий между городом и деревней, поселениями разного типа, создаст предпосылки для нового типа жизнедеятельности - все общей ассоциации тружеников. Все слои населения будут работать. Свержение системы семейного рабства включит женщину к трудовому процессу; разветвленный общественный быт и бытовое обслуживание высвободят каждому члену ассоциации, особенно женщине, дополнительную долю времени для собственного культурного развития; общественное воспитание будет формировать человека как целостную, гармоничную личность. В обществе расцветут культура, наука, образование; моральные качества предстанут как главные критерии общественной оценки личности.
Как видим, Ш. Фурье рисует будущее радостным и светлым, морально чистым и очень привлекательным. В условиях реальной социальной дисгармонии, отчуждения и угнетения идеи «гармоничного устройства» не могли не заинтересовать исследователей как В теоретическом, так и в практическом планах. На английском интеллектуальном почве их развивал Г. Оуэн, в Германии - В. Вейтлінг и М. Гесс, в Испании - X. Абрех, в Польше - В. Янский, С. Ворцель, А. Мицкевич, в России-О. Герцен, М. Огарев, петрашевцы, М. Салтыков-Щедрин, М. Чернышевский и другие, в Украине - М. Драгоманов, С. Подолинский, В. Винниченко.
Идеи социальной утопии является чрезвычайно разноцветными и разветвленными. Каждый из мыслителей-утопистов рисует будущее общество оригинальными красками. В то же время всех представителей этого направления социально-философской мысли объединяют резкая критика пороков капиталистического общества, раскрытие внутренней связи между эксплуатацией и частной собственностью, обоснование таких черт будущего коммунистического общества, как совместная собственность, обязательность труда, равенство людей. коллективность и плановость хозяйства, ликвидация противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Одинаковым было понимание социалистами - утопистами путей и средств построения нового общества - пропаганд, идей социализма через образование, науку, культуру, воспитание и нравственное самосовершенствование людей.
Оценивая взгляды утопистов с позиций социального опыта конца XX столетия, нельзя не отдать должное проницательности: их ума в видении перспектив социального развития, характерных черт будущего общества и одновременно не удивиться наивности и легкости, с которыми они подходить к совета кального реформирования общецивилизационных основ существования человека в социуме, особенно по отношение к институту властности и власти. Утопизм указанных мыслителей заключался в том, что, как считалось, они не видели реальных путей с общественной силы достижения нового социального устройства утописты видели их значительно рельефнее, чем критики более позднего периода, не в развитии социально-философской мысли, а в том, что они бездоказательно верили в возможность построения социально справедливого общества на началах обобществления собственности. Романтической фантазией утопические социалисты замахнулись на то, к чему интеллектуальная философская традиция позволяла себе лишь прикоснуться: на институт частной собственности. Более-менее умеренные теоретики не позволяли себе идти дальше от «усреднения» собственности. Утописты - и в этом, в конце концов, заключается поглибне источник их утопизма - начали интеллектуальную традицию ликвидации собственности. Эту традицию подхватил и довел до логического завершения марксизм.
Практика XX века показала ошибочность такого подхода, поставила перед социальной философией требование новых теоретических поисков и обоснований будущего и путей к нему, определение социальных сил и средств достижения желаемого.