Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 5

ДУХ АБСОЛЮТА

Людвиг Фейербах

(1804-1872)

«Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии»



Будущий великий философ родился в Ландсхуті (Бавария) в передовой, антифеодально настроенной семье известного и чрезвычайно образованного криминалиста Ансельма Фейербаха, который Больше всего на свете соблюдал закон, любил порядок, уважительно относился к науке, образования и религии.

По окончании местной гимназии, где парень получил приличную для тех времен образование, он поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета. Однако богословие принесло любознательному юноше лишь разочарование. Людвиг перешел в Берлинский университет и погрузился в философию. Лекции по философии, прочитанные Г. Гегелю, возбудили и направили настойчивые мировоззрению поиски юноши. Захват Г. Гегелю Переросло в позицию. Л. Фейербах защитил диссертацию, подготовленную в духе гегелевской философии, читал курс лекций «гегелевской философии» в Ерлангенському университете, входил в Модной в те времена течения «молодогегельянців», чтил и пропагандировал Г. Гегеля как величайшего из мировых философов.

Различия с великим философом начались по вопросам понимания сущности религии. Л. Фейербаху больше импонировала позиция французских материалистов XVIII века. Критика гегелівського видение религии постепенно перерастает в критику его (Гегеля) философских устоев вообще.

Правда, к критике Гегеля молодой философ сосредоточился на просмотре принципиальных положений христианства. В работе «Мысли о смерти и бессмертии» (1830 г.) он отрицал индивидуальное бессмертие и загробную жизнь, акцентировал внимание на значении для человека и его здоровья, материального и социального окружения, благополучия, то есть всех без исключения составляющих светской бытия как такового. Фейербах признавал лишь «бессмертие человеческого рода», вечность универсального ума, родового мышления, родовой сознания. Такой вывод противоречил официальным христианским догматам. Карьера академического философа оказалась под угрозой. Он был уволен из университета. Более того, места для него не находилось в одном из университетов, куда бы он не обращался.

Несмотря на обструкцию, свои философские поиски Фейербах не останавливал ни на мгновение. В 1833 году он публикует «Историю новой философии от Бэкона до Спинозы», немного позднее - монографии «О Лейбница» (1837) и «Об Пьера Бейля» (1838). В этих трудах философ прослеживает процесс постепенного (но, по его убеждению, закономерного!) освобождение философии (и науки) от пут теологии. Примирение науки и религии, считал он, является «темной страницей» в истории философии, лицемерием, которое необходимо преодолеть.

Обозначенные труда принесли философу если и не знаменитость, то, во всяком случае, определенное признание. Однако, до университетской кафедры его не допускали. Философ переселюється в небольшую деревню Брукберг, в Тюрингии, где и прожил почти безвыездно 25 лет, отслеживая тенденции развития духовного (и философского) жизни страны, время от времени подавая свои философские эссе к журналу молодогегельянців. Цензура всеми возможными средствами пыталась помешать публикации его трудов. Запрещены были «философия и христианство» и «Предварительные тезисы к реформе философии». Последнее произведение было опубликовано лишь за рубежом.

Исследованием «К критике гегелевской философии» (1839 год) Л. Фейербах положил «материалистический поход» против Г. Гегеля. Центром этого похода стал вопрос о соотношении мышления и бытия, логики и природы. Г. Гегель, как

известно, исходил из принципа животворной силы «абсолютной идеи». Л. Фейербах назвал этот принцип спекуляцией. Единственным, универсальным и высшим предметом философии он провозгласил человека и природу как ее основу. Социальная философия Л. Фейербаха начала вырисовываться как антропология. Последнее как раз и определяет место этого философа в истории социальной философии: развенчав Г. Гегеля, он вознесся к антропологізму - философского объяснения всех явлений общественного бытия через изучение свойств человеческой природы - и в то же время остался на этом уровне, не смог постичь эти свойства обусловлены социально-исторической практикой.

В спокойном течении крестьянского быта готовит к печати и издает знаменитое произведение «Сущность христианства» (1841 год). В этой работе Л. Фейербах излагает свои социально-философские взгляды. Преодолевая цензурные препоны и болезненно переживая травли со стороны сторонников традиционной идеалистически-религиозной философии, мыслитель публикует такие произведения, как «Основные положения философии будущего» (1843 год) и «Сущность религии» (1845 год). Общая эволюция философских взглядов Л. Фейербаха проходит, по его собственной характеристике, по схеме: «Бог» - «разум» (как «демиург») - «человек». Первой его мыслью, говорил философ, был Бог, но вскоре он понял свою ошибку; второй его мыслью был ум - демиург гегелевской философии; третьей и последней его мыслью была человек. - главный объект его антропологического материализма.

Человека Л. Фейербах трактует как естественно-созерцательную существо с глубоко развитыми чувственными свойствами. Основу ее бытия в мире он видит в природе. Созерцание природы и подражание ее Л. Фейербах рассматривает как главное правило самоопределения человека в мире. При этом он цитирует Анаксагора («человек рожден для созерцания солнца, луны и неба») и стоиков («человек рожден для созерцания мира и подражания его»), противопоставляет их авторитетные (по его мнению) суждения идеям созидания как спекулятивным, идеалистическим.

Л. Фейербах продолжает и углубляет традиционный античный Взгляд на человека как природную, телесную, физическую, пространственно-временную существо, которое только в такой ипостаси способна созерцать и мыслить. Человек, считал философ, существо цельная, ее душа (разум, мышление) неотделима от тела. Отрыв мышления от телесности, толкование «духа» как «первично-творческой субстанции» является произведением спекулятивной философии и религии. Такому взгляду на человека следует положить конец. «Истинное отношение мышления к бытию, - подчеркивал Л. Фейербах, - есть таким: бытие ~ субъект, мышление = предикат» (Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. - М., 1955.- Т. 1.- С. 128).

В построении антропологической концепции Л. Фейербах отрицает, с одной стороны, И. Канта, а с другой - Г. Гегеля. Человек, по мнению Л. Фейербаха, руководствуется не абстрактным категорическим императивом, как думал И. Кант, а собственным стремлением к счастью. Свобода - это не абстрактная категория мышления, как учил Г. Гегель, а реальное движение человека к счастью. Счастливым человек может быть только при определенных условиях, как нтах в полете или рыба в воде. Условия для счастья надо создать. Итак, главная задача социальной философии Л. Фейербаха заключается в создании условий жизни, которые отвечали бы человеческой природе, в обосновании необходимости сделать условия человечными. Сущность человека при этом Л. Фейербах видел неизменной. Чувства и страсти, которые определяют поведение человека, философ рассматривал как главные факторы исторического процесса.

Предпосылкой создания условий исторического бытия человека, отвечающие ее природе, считал Л. Фейербах является искоренение религии как дурмана, жизнь в реальном мире и преобразование этого мира как силу, что приводит бездействие, подменяет активность терпеливым и смиренным ожиданием будущей божественной благодати. Корни религии - зависимость человека от стихий природы, в бессилии человека в отношении внешних факторов ее существования. Бессилие, по мнению Фейербаха, ищет выход и находит его в созданной фантазию надежды на Бога как покровителя и источники осуществления всех человеческих желаний. Как проекция человеческого духа Бог превращается в феномен, что творит человека. Идея Бога как «высшего существа», по мнению Л. Фейербаха, является идеей ложной и деструктивной. Она должна уступить место идее «обожения человека». Засадовим относительно социально-философской концепции должен быть принцип «человек человеку - Бог».

Многообразные общественные связи, возникающие между людьми, философ рассматривал как межличностные, как отношения между «Я» и «Ты». Мораль, подчеркивал Л. Фейербах, возникает там, где человек в своих поступках ориентируется на другого человека. Истинная мораль, писал он, «не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, не знает и не хочет никакого изолированного счастья, обособленного и независимого от счастья других людей... она знает только товарищеское, общее счастье» (Там же. - С. 621). Разногласия интересов, возникающих в процессе общественной деятельности и общения людей между собой, преодолеваются всеобщим чувством любви человека к человеку. Любовь в социальной концепции Л. Фейербаха предстает как высшее проявление действительно человеческой чувственной природы, как принцип организации социальной, как самый совершенный механизм регулирования общественных отношений.

Единичная человек, по мнению Л. Фейербаха, является исходным пунктом социального как в теории, так и на практике. Общество естественного состояния - это распыленная, безразличная масса индивидов. Со временем путем соглашения возникает государство, которое упорядочивает отношения между людьми, контролирует и регулирует их общественное поведение. Однако даже в государстве Л. Фейербах рассматривает индивида как «изолированный атом», что, по сути, имеет ту же степень свободы, что и в естественном состоянии. Государство, считал философ, качественно не отличается от естественного состояния и поэтому «не приводит людей к точке зрения, Что качественно отличается от естественного состояния». Истинная человечность возникает только на основе глубинного, внутреннего, уважительного чувства человека к человеку. Эпицентром этого чувства, подчеркивал Л. Фейербах, есть любовь.

Указанные мнения и суждения новыми назвать трудно. Кроме начатой Л. Фейербахом «этики любви», они постоянно находились в философском обращения. От античности до наших дней, конечно, с разной степенью актуализации, философы - реалисты подчеркивали естественной обусловленности человеческого естества вопреки теологическим и спекулятивным толкованием последнего как продукта божественного творения и как чисто духовной субстанции. Следовательно, величие Л. Фейербаха заключается в другом. Философ первым среди мыслителей Нового времени преподнес их методолого-світоглядовий авторитет в противопоставление гегелевской «философии духа» и религии. Л. Фейербах ввел эти идеи в теоретический контекст философии Нового времени, причем сделал это так основательно, что они висвітлилися новыми красками как равнозначные наряду с идеями Духовной обусловленности социального. Казалось бы, «поход против Г. Гегеля» должен был завершиться интеграцией різнопідставних толкований социального, материальное и духовное имели бы осмысливаться как взаємодоповняльні устои человеческого бытия. Этого, к Сожалению, не произошло. Л. Фейербах отклонился в сторону антропологізму. Реальная жизнь - общественно-историческая практика - осталось вне поля зрения великого мыслителя. Последнее дало К. Марксу и Ф. Энгельсу, которые после «болезни молодогегельянства» стали «фейєрбахіанцями», основания назвать Л. Фейербаха «материалистом снизу» (то есть в области понимания природы) и «идеалистом вверху» (то есть в той части его учения, которая посвящена объяснению особенностей общественной жизни человека). Эта оценка остается в целом правильной и в наше время. Л. Фейербах не преодолел Г. Гегеля (и не использовал его достояние для нового теоретического прогресса в постижении социального), а просто отошел от него в сторону антропологізму, совершил попытку объяснить все жизненные явления и перипетии свойствами человеческой природы. Эту попытку можно оценить и как расширение теоретического поля видения социального, и как своеобразное извращение с магистральных путей философского осмысления особенностей бытия человека и общества. Обоснован Л. Фейербахом антропологический принцип, бесспорно, кладет начало исследованию еще одной грани социального - индивидуального бытия человека в обществе, его чувственного отношения к другому человеку. Позже эту проблематику рассматривали представители таких направлений, как философская антропология, философия жизни, феноменология, экзистенциализм. Однако антропологический подход имеет определенные пределы евристичності - он или отмежевывается полностью, или учитывает исторический и социально-практический аспекты человеческого бытия лишь частично. Вне антропологическим видением организации социального фактически остаются проблемы, решение которых рихтує теоретическую платформу постижения общецивилизационных основ общественной жизни. Л. Фейербах, в частности, лишь вскользь поднимает проблемы собственности и власти и не привлекает к осмыслению их достояние тогдашней экономической и политической теории. За это его интересные рассуждения о человеке и моральные устои ее существования имеют абстрактный характер. Этика Л. Фейербаха, писал по этому Ф. Энгельс, выкроена для всех времен, для всех народов, для всех состояний и именно поэтому не применима нигде и никогда.