56 Каковы отличительные особенности президентской системы государственной власти?
Президентская система предполагает сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном лице. Такая система действует в США, многих странах Латинской Америки, Азии и Африки. Однако в большинстве европейских стран утвердилась парламентская система. Относительно института президентства в некоторых странах Азии и Африки, то там он чаще всего является лишь конституционным прикрытием тоталитарных и авторитарных режимов личной власти. В Российской Федерации и других государствах СНГ состоит президентская система власти.
В государствах, в которых президентская система функционирует в условиях соблюдения демократического принципа разделения властей, президент имеет широкие, но не безграничные властные полномочия. Классической президентской республикой являются США, где президента избирают на всеобщих выборах и уже вследствие этого он становится политической фигурой общенационального масштаба. Будучи главой не только государства, но и правительства, именно президент возглавляет высшую исполнительную власть в стране и формирует правительство. Конечно, он консультируется с лидерами своей партии и другими влиятельными политическими кругами, однако министров назначает по собственному усмотрению.
Однако все кандидатуры на должности ответственных руководителей органов исполнительной власти подлежат обсуждению в парламенте, который как высший законодательный орган вправе их принять или отклонить. Кроме того, ни президент, ни министры не могут совмещать свои должности с должностями депутатов парламента. Таким образом, в отличие от парламентской системы, при которой члены правительства могут быть и депутатами парламента, президентской последовательно придерживаются принципа разделения властей.
Кабинет министров непосредственно подчинен только президенту и имеет статус лишь совещательного органа при главе государства и правительства. В то же время правительство в значительной степени независимый от парламента, что по президентской системы не может выразить ему вотум недоверия и отправить в отставку. Следовательно, в отличие от парламентской системы, правительство не подотчетно парламенту. Однако и по президентской системы парламент вправе влиять на деятельность президента и его правительства, утверждая ежегодный государственный бюджет и принимая законы.
Активную роль президент играет в законодательном процессе. Он предлагает проект госбюджета и выступает с предложениями. Так, согласно Конституции США только конгресс имеет все законодательные полномочия. Это означает, что предложения относительно законодательства могут исходить от президента, политических партий, общественных организаций, однако право законодательной инициативы имеют только члены конгресса. Все законы, принятые конгрессом, поступают на утверждение президенту, который имеет право вето на принятые парламентом законы, и высший законодательный орган может отклонить его только при условии, если депутаты повторно, но уже квалифицированным большинством проголосуют за отвергнут президентом закон.
В некоторых случаях конгресс США делегирует определенные законодательные полномочия президенту или различным правительственным ведомствам. Президент уполномочен издавать указы, имеющие силу закона, хотя сфера их действия ограничена деятельностью органов исполнительной власти. В целом же правительство остается высшим органом законодательной и представительной власти и президентской системы, причем президент США не имеет права распускать конгресс и назначить новые парламентские выборы. Однако глава государства и правительства влияет на процесс законотворчества в парламенте.
Самые значительные прерогативы президента в сферах военной и внешней политики. По Конституции США президент этой страны является верховным главнокомандующим, которому подчиняются вооруженные силы. Кроме того, именно президент, а не правительство представляет страну во время межгосударственных переговоров от имени государства подписывает международные договоры. Однако право объявлять войну и заключать мир имеет только правительство. К тому же каждый международный договор, подписанный президентом, вступает в силу только после того, как он будет одобрен правительством.
Поскольку при президентской системе президент избирается отдельно от правительства, то время от времени возникает ситуация, когда большинство в парламенте принадлежит одной партии, а президент и возглавляемое им правительство представляют другую. Хотя президент и является лидером собственной партии, однако в США он не занимает никакой официальной должности в партийном руководстве. Более того, нередко оппозиция политическому курсу администрации президента возникает именно в рядах партийной фракции его партии в конгрессе США. В то же время, опираясь на свой статус высшего должностного лица, он меньше зависит от партии, к которой принадлежит, чем глава правительства с парламентской системы государственной власти. Президент может, несмотря на позицию собственной партии, апеллировать к избирателям, которые его выбрали и могут оказывать «давление с мест» на законодателей, находящихся в оппозиции к главе правительства.
Если на очередных парламентских выборах правящая партия, лидером которой является президент, теряет большинство в парламенте и уходит в оппозицию, то сам президент и его правительство продолжают оставаться у власти. В этом заключается еще одно важное отличие президентской системы от парламентской и полупрезидентской, при которых после очередных парламентских выборов состав правительства может частично или полностью меняться.
В отличие от премьер-министра, который по парламентской системы в случае вынесения парламентом недоверия его кабинету вынужден идти в отставку, президент остается на своем посту и тогда, когда подает в отставку кто-то из его министров или и весь кабинет. Он может быть отстранен от должности только в результате импичмента, то есть процедуры, которая предусматривает право конгресса отстранять его от власти, если он допустил существенных нарушений или поступков, подрывающих авторитет правительства.
В целом по президентской системе глава правительства и его кабинет более независимы от парламента, чем правительство при парламентской системы. Правда, за обоих систем возможности главы правительства особенно большие тогда, когда его партия составляет парламентское большинство. Однако в условиях демократического режима парламент и президентской системы имеет достаточно полномочий для того, чтобы контролировать действия президента и его правительства.
Кроме президентской в некоторых странах (Греции, Финляндии, Франции, Польши, Румынии, Индии, Пакистане, Монголии и др.) утвердилась так называемая полупрезидентская система государственной власти. Наиболее полное воплощение она получила во Франции после принятия там 1958 г. Конституции Пятой республики. Президент этой страны избирается прямым голосованием всего населения. Он назначает премьер-министра, который формирует кабинет, подотчетно и президенту, и правительству. И хотя премьер-министр является руководителем совета министров, председательствует на его заседаниях сам президент. При этом он имеет право назначать премьером любого политического лидера независимо от того, является представителем парламентского большинства, или нет. Если парламент выразит правительству вотум недоверия, премьер-министр обязан вручить президенту заявление об отставке своего кабинета.
Президент Франции является главнокомандующим вооруженных сил страны, он играет ведущую роль в определении внешней политики. Согласно конституции он может распустить правительство и назначить новые парламентские выборы, без согласования с правительством выносить законопроекты, международные договоры и поправки к конституции на общенародные референдумы, а также вводить чрезвычайное положение (однако в условиях чрезвычайного положения не имеет права распускать парламент). Таким образом, полупрезидентская система государственной власти, которая сочетает в себе элементы как президентской, так и парламентской, предполагает наличие сильной президентской власти и правительства, подотчетного парламенту.