Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел IV

Культура Украины в ХVIIVIII вв.

 

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI-XVИII ст.

 

Этот период характеризувався усилением связей с западной культурой, широким использованием античной и европейской наследия. В живописи, графике, скульптуре наблюдается переход от средневековых канонов до реалистичных форм с выразительными демократическими элементами. Дальнейшего развивается фресковая живопись, формируются главные иконописные школы - волынская, киевская, львовская, при Киево-Печерской лавре, Софийском соборе, в Межигорском и Троице-Ильинском монастырях и др. Украинская иконопись отличался живописной разнообразием, светскими мотивами, влиянием народного мировоззрения. В иконописи начали широко использоваться народные мотивы и образы. Святые становятся похожими на украинских дедов и молодых парней. На иконах мы видим запорожцев во главе со своим гетманом, студентов Киево-Могилянской академии, мещан и крестьян Украины. Наиболее характерными образцами можно считать росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, Густынского и Крестовоздвиженского монастырей на Полтавщине, Михайловской церкви в Переяславе.

На живопись все в большей степени влияет светский жанр. Освободительная война требовала от художников новых образов, близких и понятных широким массам. В конце XVI в. отделяется от иконописи ландшафтный живопись, портретный, исторический и батальный жанры, которые, в свою очередь, влияют на развитие иконописи. Так, согласно уставу Львовского цеха живописцев кандидат в мастера должен был свободно владеть как иконописным, так и светским жанром. От него требовалось умение рисовать всадника или распятие, портрет во весь рост человека, которую ему укажут. Это задание он должен был сделать без “куншту”, с фантазией, не пользуясь образцами.

Оригинальным национальным явлением стали народные иконы - так называемые Казацкие Покрова, на которых изображались казаки, старшины, гетманы. Эстетические представления украинцев полно оказались в народном живописи - популярных картинах “Казак Мамай”, “Казак-бандурист”, воплощают идеал свободного человека, который превыше всего ценит свободу.

Характерной составляющей храмового живописи становится ктиторский портрет, то есть изображение исторических лиц, которые жертвовали на строительство храмов, прославились благотворительными делами, князей и царей. Например, в алтарной части Успенского собора в Киеве изображены 85 выдающихся деятелей - от князей Киевской Руси до Петра i; в церкви с. Старогородців вблизи Остра воспроизведено битву запорожцев с татарами, а в Покровской церкви Переяслава изображен Ф. Прокопович с генеральной старшиной и др. Среди мастеров иконописи почетное место принадлежит И. Рутковичу (роспись иконостаса Пятницкой церкви в с.Жовква) и. Кондзелевичу (Богородчанский иконостас в Манявском ските). Талантливым, воспитанным на традициях украинского искусства мастером был также И. Бродлакович в Галичине.

Новым явлением в светском искусстве стал парсунний портрет. Он отходит от иконописных традиций. Делается попытка максимально правдоподобно передать черты человека. Однако под влиянием иконописи портреты этого периода в определенной степени идеализированы. Предпочтение отдается изображению выдающихся политических, культурных деятелей и мещан. Женские портреты встречаются редко, среди них, как жемчужина, сияет портрет львовской мещанки Варвары Лангиш, выполненный Николаем Петрахновичем. В художественной среде и среди широкого общественности прослыли портреты гетманов Б. Хмельницкого, И. Самойловича, И. Скоропадского, И. Мазепы, славных военачальников Леонтия Свечки, Семена Сулимы, выдающихся ученых И. Галятовского, Л.Барановича и др.

Активно развивалось графическое искусство. Самыми известными были школы графики Киево-Могилянской академии, Киево-Печерской лавры, Черниговская и Львовская.