Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI-XVИII ст.
Этот период
характеризувався усилением связей с западной культурой, широким использованием античной и европейской наследия. В
живописи, графике, скульптуре наблюдается переход от средневековых
канонов до реалистичных форм с выразительными демократическими элементами. Дальнейшего
развивается фресковая живопись, формируются главные иконописные школы -
волынская, киевская, львовская, при Киево-Печерской лавре, Софийском соборе,
в Межигорском и Троице-Ильинском монастырях и др. Украинская иконопись
отличался живописной разнообразием, светскими мотивами, влиянием народного
мировоззрения. В иконописи начали широко использоваться народные
мотивы и образы. Святые становятся похожими на украинских дедов и молодых парней.
На иконах мы видим запорожцев во главе со своим гетманом, студентов
Киево-Могилянской академии, мещан и крестьян Украины. Наиболее характерными образцами
можно считать росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, Густынского и
Крестовоздвиженского монастырей на Полтавщине, Михайловской церкви в
Переяславе.
На живопись все в большей степени
влияет светский жанр. Освободительная война требовала от художников новых
образов, близких и понятных широким массам. В конце XVI в. отделяется от иконописи
ландшафтный живопись, портретный, исторический и батальный жанры, которые, в свою
очередь, влияют на развитие иконописи. Так, согласно уставу Львовского
цеха живописцев кандидат в мастера должен был свободно владеть как иконописным,
так и светским жанром. От него требовалось умение рисовать всадника или распятие,
портрет во весь рост человека, которую ему укажут. Это задание он должен был
сделать без “куншту”, с фантазией, не пользуясь образцами.
Оригинальным национальным явлением
стали народные иконы - так называемые Казацкие Покрова, на которых изображались казаки,
старшины, гетманы. Эстетические представления украинцев полно оказались в
народном живописи - популярных картинах “Казак Мамай”, “Казак-бандурист”,
воплощают идеал свободного человека, который превыше всего ценит свободу.
Характерной составляющей храмового
живописи становится ктиторский портрет, то есть изображение исторических лиц,
которые жертвовали на строительство храмов, прославились благотворительными делами, князей и
царей. Например, в алтарной части Успенского собора в Киеве изображены 85
выдающихся деятелей - от князей Киевской Руси до Петра i; в церкви с.
Старогородців вблизи Остра воспроизведено битву запорожцев с татарами, а в
Покровской церкви Переяслава изображен Ф. Прокопович с генеральной старшиной и др. Среди мастеров
иконописи почетное место принадлежит И. Рутковичу (роспись иконостаса Пятницкой
церкви в с.Жовква) и. Кондзелевичу (Богородчанский иконостас в Манявском
ските). Талантливым, воспитанным на традициях украинского искусства мастером был
также И. Бродлакович в Галичине.
Новым явлением в светском искусстве
стал парсунний портрет. Он отходит от иконописных традиций. Делается попытка
максимально правдоподобно передать черты человека. Однако под влиянием иконописи
портреты этого периода в определенной степени идеализированы. Предпочтение отдается изображению
выдающихся политических, культурных деятелей и мещан. Женские портреты встречаются
редко, среди них, как жемчужина, сияет портрет львовской мещанки Варвары Лангиш,
выполненный Николаем Петрахновичем. В художественной среде и среди широкого
общественности прослыли портреты гетманов Б. Хмельницкого, И. Самойловича, И. Скоропадского,
И. Мазепы, славных военачальников Леонтия Свечки, Семена Сулимы, выдающихся
ученых И. Галятовского, Л.Барановича и др.
Активно развивалось графическое
искусство. Самыми известными были школы графики Киево-Могилянской академии,
Киево-Печерской лавры, Черниговская и Львовская.