Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 118
Тема. Однокоренные слова и формы слова
Цель:
· обучающая: повторить и углубить знания учащихся о корень и однокоренные слова, способствовать укреплению навыков их отбора и выделения; формировать обще познавательные умение находить корень слова и подбирать родственные слова;
· развивающая: развивать творческие умения использования однокоренных слов во время создания монологических и диалогических высказываний; мышление, обогащать словарный запас;
· воспитательная: с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала способствовать формированию самостоятельности, выдержки, сообразительности, доброжелательности.
Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал: карточки-задания, круги для самооценки.
Тип урока: урок повторения.
ХОД УРОКА
И. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Метод «Одним словом»
Работать будем под девизом:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Дружно и плодотворно работать.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
► Вставьте пропущенные буквы и прочитайте тему урока, сформулируйте его задачи:
СП..ЛЬН..К..Р..Н..В.. СЛ.... И Ф..РМ.. СЛ....
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Блицопрос
· Для чего служат префиксы и суффиксы в словах? Приведите примеры.
· Как определить корень в слове?
· Меняется лексическое значение слова с изменением префикса, суффикса, окончания? Объясните.
· Какие значимые части слова входят в основу?
· Как разобрать слово по строению?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Творческое наблюдение над языковым материалом
► Прослушайте текст. Объясните заголовок. Дополните высказывания собственного информацией о ландышах. В выделенных словах определите префикс, корень, суффикс, окончание и основу. Объясните значение каждой части слова. Какая значимая часть слова не входит в основу слова?
ЦАРЕВНА ЦВЕТОВ
Очаровательная украшение наших лесов и дубрав - ландыш. Ее ніжнопахучі белые ..звоночки воплощают в себе радости в..сны. Она является одной из любимых ра..нип квіток. ей посвятили поэтические строки Михаил Лєрмонтов, Леся Украинка, Александр Куприн и другие.
«Царевной цветов я признаю ландыш»,- писал Петр Ильич Чайковский. А скил..ки сказок, легенд, поверий и мифов сложено об этой небольшой цветок!
Украин..ка ботаническое название - «ландыш обычная» происходит от латинского названия «конваляріямаяліс», которую можно п..р..класть так: «лилия долин, майская».
Ландыш эти..налікарс..ка растение. Лекарства, изготовленные из нее, улучшают де..ністьсер..эта и кровообращение, действуют как общее успокаивающее средство.
Собирают цветы и траву в период цвете..ня, то есть в мае-июне. Стебли срезают ножами или серпами, оставляя в гнездах часть растений.
Большой урон запасам этого лекарственного растения наносят те, кто срывает и цветы, и листья. При этом очень ушкоджуєт..сякореневище и может погибнуть вся семья..я ландышей. А некоторые «любители» природы именно так «заготавливают» эту дорогоці..ну цветок.
Юные друзья природы! Берегите красавицу-ландыш! Следите, чтобы ее не уничтожали в лесах (Из журнала).
Беседа
· На вид ландыш?
· Кто посвятил поэтические строки этому цветку?
· Как переводится название цветка с латинского языка?
· Какую пользу приносит ландыш людям?
· Когда и как необходимо заготавливать цветы и траву этого растения?
· Может ли человек нанести вред цветку?
· Почему ландыш называют «царевной цветов»?
► До слов юный и лекарственное подберите однокоренные слова. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Пояснительное письмо с творческим заданием
► Перепишите. Выясните, являются ли слова в каждой группе, общие по лексическим значением.
Весна, веснянка, веснообранка, веснувати, веснушчатый; дерево, древонасаждения, дереворіз, деревообработчик, деревянный; цветок, цветовод, цветочный, квіткогриз, цветник.
Конструирование-исследование
► Выделите в словах основу и корень.
► Со словами дереворіз, цветовод, веснообранка составьте предложение. Объясните значение этих слов.
Работа над связным высказыванием
► Прочитайте текст. Перескажите его. Определите стиль и тип речи. Найдите и выпишите однокоренные слова. К словам жизнь и цвет подберите однокоренные слова.
Жизнь цветов весной начинается с подснежников.
Подснежник - цветок нежная, но смелая и нетерпеливая. Еще не сойдет снег, а уже сквозь весеннюю ніздрювату снігольодову корочку лезет крепкий росток. Сегодня это бело-желтоватый хвостик, завтра это бело-зеленая гостриця, послезавтра это уже длинный зеленый лист с тонкой стрелкой внутри. Еще за день почка на конце стрелочки расцветает вдруг твердой белой кашицей. И цветов визоріє так густо, что земля снова становится белая от обильного холодного цвета.
И немедленно заквітковує хохлатка. Это уже весна. Цветы хохлатки - фиолетовые, теплые и солнечные. И хотя тело цветка еще твердое, напряженное, готовое к опоры холода и непогоды - ее дух уже нежный, теплый, весенний. Она уже пахнет (Ю. Смолич).
Творческое конструирование-сопоставление
► Подберите к каждому из вариантов ответ из справки:
1. Префикс+корень+суффикс+окончание;
2. Корень+суффикс+окончание;
3. Корень+суффикс+суффикс+окончание;
4. Корень+окончание;
5. Корень+інтерфікс+корень+окончание;
6. Префикс+корень+суффикс+суффикс+окончание.
Справка: а) лес; б) подснежник; в) леший; д) лесостепь.
V. ИТОГ УРОКА
Лингвистическая диагностика
1. Найдите слово, которое имеет окончания:
А кафе;
Бы пальцами;
В сажать.
2. Найдите слово с нулевым окончанием:
А нос;
Бы пианино;
В пони.
3. Найдите обднокоренное слово к слову лето:
А летний;
Б буква;
В летать.
4. Найдите слово, которое имеет суффикс:
А судьба;
Бы часы;
В хлеб.
5. Отметьте строку, в которой все слова являются однокоренными:
А топить, затоптанный, протапливать;
Бы петь, пение, переспіваний;
В искоренить, корень, полезный.
6. Отметьте строку, в котором все слова образованы приставочной-суфіксальним суффиксом:
А безупречный, переджнивний, запічок, холм, подорожник;
Бы по-доброму, противопожарный, настольный, стула;
В расцвет, зеленый, синь, позолоченный, переулок.
Ключ: 1 б, 2 а, 3 а, 4 б, 5 б, 6 а.
Блицопрос
· Что изучает строение слова?
· Какие есть значимые части слова?
· Какая значимая часть слова является переменной?
· Что мы называем однокоренными словами?
· Что такое форма слова?
· Все слова имеют окончание?
· Какова роль приставки и суффикса в слове?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение по учебнику.
► Выпишите из произведения Ивана Франко «Грицева школьная наука» 15 однокоренных слов.
► Подберите 5-6 однокоренных слов и постройте с ними кроссворд, сформулируйте к нему задачи и запишите.