Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 118

Тема. Однокоренные слова и формы слова

 

Цель:

· обучающая: повторить и углубить знания учащихся о корень и однокоренные слова, способствовать укреплению навыков их отбора и выделения; формировать обще познавательные умение находить корень слова и подбирать родственные слова;

· развивающая: развивать творческие умения использования однокоренных слов во время создания монологических и диалогических высказываний; мышление, обогащать словарный запас;

· воспитательная: с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала способствовать формированию самостоятельности, выдержки, сообразительности, доброжелательности.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал: карточки-задания, круги для самооценки.

Тип урока: урок повторения.

ХОД УРОКА

И. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Метод «Одним словом»

Работать будем под девизом:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а рассуждать.

Дружно и плодотворно работать.

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

► Вставьте пропущенные буквы и прочитайте тему урока, сформулируйте его задачи:

СП..ЛЬН..К..Р..Н..В.. СЛ.... И Ф..РМ.. СЛ....

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Блицопрос

· Для чего служат префиксы и суффиксы в словах? Приведите примеры.

· Как определить корень в слове?

· Меняется лексическое значение слова с изменением префикса, суффикса, окончания? Объясните.

· Какие значимые части слова входят в основу?

· Как разобрать слово по строению?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Творческое наблюдение над языковым материалом

► Прослушайте текст. Объясните заголовок. Дополните высказывания собственного информацией о ландышах. В выделенных словах определите префикс, корень, суффикс, окончание и основу. Объясните значение каждой части слова. Какая значимая часть слова не входит в основу слова?

ЦАРЕВНА ЦВЕТОВ

Очаровательная украшение наших лесов и дубрав - ландыш. Ее ніжнопахучі белые ..звоночки воплощают в себе радости в..сны. Она является одной из любимых ра..нип квіток. ей посвятили поэтические строки Михаил Лєрмонтов, Леся Украинка, Александр Куприн и другие.

«Царевной цветов я признаю ландыш»,- писал Петр Ильич Чайковский. А скил..ки сказок, легенд, поверий и мифов сложено об этой небольшой цветок!

Украин..ка ботаническое название - «ландыш обычная» происходит от латинского названия «конваляріямаяліс», которую можно п..р..класть так: «лилия долин, майская».

Ландыш эти..налікарс..ка растение. Лекарства, изготовленные из нее, улучшают де..ністьсер..эта и кровообращение, действуют как общее успокаивающее средство.

Собирают цветы и траву в период цвете..ня, то есть в мае-июне. Стебли срезают ножами или серпами, оставляя в гнездах часть растений.

Большой урон запасам этого лекарственного растения наносят те, кто срывает и цветы, и листья. При этом очень ушкоджуєт..сякореневище и может погибнуть вся семья..я ландышей. А некоторые «любители» природы именно так «заготавливают» эту дорогоці..ну цветок.

Юные друзья природы! Берегите красавицу-ландыш! Следите, чтобы ее не уничтожали в лесах (Из журнала).

Беседа

· На вид ландыш?

· Кто посвятил поэтические строки этому цветку?

· Как переводится название цветка с латинского языка?

· Какую пользу приносит ландыш людям?

· Когда и как необходимо заготавливать цветы и траву этого растения?

· Может ли человек нанести вред цветку?

· Почему ландыш называют «царевной цветов»?

► До слов юный и лекарственное подберите однокоренные слова. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Пояснительное письмо с творческим заданием

► Перепишите. Выясните, являются ли слова в каждой группе, общие по лексическим значением.

Весна, веснянка, веснообранка, веснувати, веснушчатый; дерево, древонасаждения, дереворіз, деревообработчик, деревянный; цветок, цветовод, цветочный, квіткогриз, цветник.

Конструирование-исследование

► Выделите в словах основу и корень.

► Со словами дереворіз, цветовод, веснообранка составьте предложение. Объясните значение этих слов.

Работа над связным высказыванием

► Прочитайте текст. Перескажите его. Определите стиль и тип речи. Найдите и выпишите однокоренные слова. К словам жизнь и цвет подберите однокоренные слова.

Жизнь цветов весной начинается с подснежников.

Подснежник - цветок нежная, но смелая и нетерпеливая. Еще не сойдет снег, а уже сквозь весеннюю ніздрювату снігольодову корочку лезет крепкий росток. Сегодня это бело-желтоватый хвостик, завтра это бело-зеленая гостриця, послезавтра это уже длинный зеленый лист с тонкой стрелкой внутри. Еще за день почка на конце стрелочки расцветает вдруг твердой белой кашицей. И цветов визоріє так густо, что земля снова становится белая от обильного холодного цвета.

И немедленно заквітковує хохлатка. Это уже весна. Цветы хохлатки - фиолетовые, теплые и солнечные. И хотя тело цветка еще твердое, напряженное, готовое к опоры холода и непогоды - ее дух уже нежный, теплый, весенний. Она уже пахнет (Ю. Смолич).

Творческое конструирование-сопоставление

► Подберите к каждому из вариантов ответ из справки:

1. Префикс+корень+суффикс+окончание;

2. Корень+суффикс+окончание;

3. Корень+суффикс+суффикс+окончание;

4. Корень+окончание;

5. Корень+інтерфікс+корень+окончание;

6. Префикс+корень+суффикс+суффикс+окончание.

Справка: а) лес; б) подснежник; в) леший; д) лесостепь.

 

V. ИТОГ УРОКА

Лингвистическая диагностика

1. Найдите слово, которое имеет окончания:

А кафе;

Бы пальцами;

В сажать.

2. Найдите слово с нулевым окончанием:

А нос;

Бы пианино;

В пони.

3. Найдите обднокоренное слово к слову лето:

А летний;

Б буква;

В летать.

4. Найдите слово, которое имеет суффикс:

А судьба;

Бы часы;

В хлеб.

5. Отметьте строку, в которой все слова являются однокоренными:

А топить, затоптанный, протапливать;

Бы петь, пение, переспіваний;

В искоренить, корень, полезный.

6. Отметьте строку, в котором все слова образованы приставочной-суфіксальним суффиксом:

А безупречный, переджнивний, запічок, холм, подорожник;

Бы по-доброму, противопожарный, настольный, стула;

В расцвет, зеленый, синь, позолоченный, переулок.

Ключ: 1 б, 2 а, 3 а, 4 б, 5 б, 6 а.

Блицопрос

· Что изучает строение слова?

· Какие есть значимые части слова?

· Какая значимая часть слова является переменной?

· Что мы называем однокоренными словами?

· Что такое форма слова?

· Все слова имеют окончание?

· Какова роль приставки и суффикса в слове?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение по учебнику.

► Выпишите из произведения Ивана Франко «Грицева школьная наука» 15 однокоренных слов.

► Подберите 5-6 однокоренных слов и постройте с ними кроссворд, сформулируйте к нему задачи и запишите.