СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 60
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Цель: закрепить знания, умения и навыки стилистического использования средств словообразования; развивать умение устанавливать внутри - и межпредметные связи; воспитывать художественные вкусы.
Внутрішньопредметні связи:
Словообразование и стилистика: на уровне темы урока.
Морфология: части речи.
Синтаксис: словосочетание, предложение, текст. .
Культура речи: выразительное чтение; выразительность речи.
Межпредметные связи: художественная литература.
Тип урока: закрепление и углубление знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
► Сгруппируйте и запишите слова по способам словообразования:
а) с помощью суффиксов;
б) префиксов;
в) основоскладання;
г) словоскладання.
Врач-терапевт, малоземелье, многоплановость, информирование, вздохи, натурализм, языковед-лексикограф, антропология, братик-голубчик.
IV. Углубление и расширение усвоенного материала
► Прочитайте предложение. Назовите стилистические средства словообразования.
Выпишите предложения, в которых есть слова, образованные способом основой - и словоскладання... Объясните стилистическую роль этих средств.
1. Ни облачка на небе - лишь высь, глубина (Л. Первомайский), 2. Солнышко пломенисто игралось в небе, ветерок живенько качал деревьями, попадались где-то по дороге, и шумов в городских садах (Марко Вовчок). 3. Сосны махали косматыми лапищами (О. Дончепко). 4. Изморозь роскошным кружевом покрыла неподвижные деревья (Г. Стельмах). 5. В Сквире, в тихой, Живет мой друг, старый сказочник вечерний (Г. Рыльский). 6. Не пустоцвета краски Золотые нас манят и очаровывают в жизни, Мы цветок ржи любим за то, что в ней зачато зерно золотое (О. Ющенко). 7. Спом'янула Олеся: она в своем селе идет,- тот поздравит, второй о здоровье спросит, иной пошутит, другой станет и свою грусть-сожаление повістить (Марко Вовчок).
► Выразительно прочитайте текст. Какие стилистические оттенки имеют выделенные слова? Благодаря чему? Найдите и другие стилистические средства в стихотворении. Объясните знаки препинания.
Там солнце, как сердце, звенит-выигрывает,
Кленовый листочке, девчушка моя!
Злотава дорожка от солнца до ресниц...
Кленочек-листочек танцует на ней.
Там Лады-Ладушки поют,
Ночи Там голубые и фиалковый день,
Там серебряные щелкуны цветы куют,
Там зори-комарики в небе снуют.
Ой тени розовые, ой сон золотой,
Ой тропа-мережка и девчушка на ней -
Девчушка-кленчатко, злотава струна...
Ой песня блакитня, ой серебряная луна...
(С. Тельнюк)
► К какому функциональному стилю тяготеют представленные слова? С помощью чего вы это определили? Составьте с ними несколько предложений и запишите.
Концертмейстер, лебедка, неудачник, несовершенство, вот тут, контрамарка, лежбище, лишечко, вещички, зверюга, мюзик-холл, луна, зеренце.
► Перепишите предложения. Какие стилистические оттенки должны быть использованы в них сложные слова? Подчеркните их как члены предложения.
1. И он волнуется. Солодкозвучна речь, покорившись размера стихотворных дворядь, розполивалася... (М. Желай). 2. Хлеб-соль, вода и рассветный мир, Шелка небес и синие глаза апреля (А. Малышко). 3. А косы у нее были черные-пречорні, а глаза она имела синие-пресині, а наибольшая урода ее хорошо-предобре сердце (Народное творчество). 4. Однако такие написания могут быть и традиционными, отражающих правописание кирилло-мефодиевского периода (Из учебника).
Творческая работа в группах (3 группы)
► Напишите по 10 слов со стилистически окрашенными суффиксами (группа 1), префиксами (группа 2), сложными словами (группа 3).
V. Систематизация и обобщение усвоенного материала
► Составьте предложение, используя слова с суффиксами,префиксами, стилистически окрашенными. Какие еще стилистические средства словообразования вы знаете? Приведите примеры устно.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Подберите и запишите по 3 предложения, в которых бы нашли отражение стилистические средства суффиксов, префиксов и сложных слов.